История москвички, сдавшей квартиру подозреваемым в терроризме
Фото: Rudolf / Arco Images GmbH / Global Look Press
В последние годы снять жилье в Москве стало на порядок проще, чем пять и уж тем более 10 лет назад — выбор квартир увеличился, ставки аренды снизились, требований к съемщикам поубавилось. Многие вообще готовы предложить свои метры кому угодно — лишь бы платили вовремя и в полном объеме. И такой либерализм может обернуться печальными последствиями.
Москвичка Марина Львовна поделилась с «Домом» своей историей сдачи жилья в аренду «приличным» людям:
«Наша семья — не коренные москвичи, но в столице живем уже не одно десятилетие: муж был военным, дочки здесь пошли в школу, сейчас у каждой уже своя семья, квартиры, есть небольшой бизнес — офисы на первых этажах под сдачу в аренду. Внукам тоже потихоньку квартиру покупаем.
Я теперь одна — с любимым котом, с детьми и внуками вижусь на семейных праздниках, иногда вместе отдыхаем. Но помощь по хозяйству от меня давно уже не нужна, так что я могу жить в свое удовольствие: общаться с подругами, ездить в санатории… Конечно, немного скучно бывает, но вообще я довольна.
То есть была до некоторого времени, пока мы с подругой не попали в историю. Она — моя соседка по району, мы друг друга знаем уже лет 20, с тех пор еще, когда мужья были живы: дружили семьями. У нас у обеих, помимо тех квартир, в которых мы живем, есть еще жилье — мы эти квартиры сдаем, Наталья за 28 тысяч в месяц, я за 30 тысяч, так как остановка транспорта ближе.
Это район Ново-Переделкино (сами мы живем на «Юго-Западной»), метро там нет, но квартиры обе хорошие, чистые, и до недавнего времени у нас вообще не было проблем со съемщиками — жили семьи, причем долго, по нескольку лет. У меня была молодая семья, сначала одного ребенка они родили, потом второго — район хоть и далекий, но зеленый, детские сады и школы есть, в общем, пока девушка не выходила из декрета, им все идеально подходило. А потом, где-то полтора года назад, начались разговоры: что-то далеко от центра, ремонт давно не делали, давайте снизим цену немного…
Я что-то разозлилась, да и решила: других найду, раз вам район не нравится. Наталья за полгода до того как раз тоже пересдала квартиру, очень быстро нашла себе арендаторов, причем они даже сами предложили все коммунальные платежи выплачивать, а не только свет и воду по счетчику.
В общем, я заново предложила квартиру в аренду. Сначала просила 32 тысячи в месяц, потом риелтор уговорил снизить до 30-ти. Где-то за месяц арендаторы нашлись — на просмотр пришла очень приличная семейная пара лет за 40, без детей. Они мне понравились — спокойные, одеты хорошо, животных нет. Насчет залога не стали спрашивать, можно ли разбить (такое бывает, и я иногда иду навстречу, хотя мне кажется, можно накопить сначала нужную сумму, а потом уже снимать жилье), внесли сразу. Мы тут же подписали договор, и они заселились.
Я пару раз к ним зашла — через две недели проверить, в каком состоянии квартира, еще через месяц — за квартплатой. Дома только женщина была в этот момент, но никаких подозрений у меня не было: квартира чистая, вещей и хлама лишнего никакого нет, я подумала, что хорошо, когда арендаторы в возрасте, как-то бережнее относятся к жилью.
Дальше мы договорились, что они будут мне переводить деньги на карту. На самом деле, предыдущие жильцы тоже мне на карту переводили квартплату, это удобно. Но тут новые люди, надо было убедиться, что все нормально. В общем, я уехала сначала на дачу, потом мы с детьми ездили в Испанию, потом, в сентябре, я в Кисловодск еще поехала. Деньги мне исправно приходили, без всяких задержек.
Вот в Кисловодск мне и позвонил сын, еле дождался восьми утра, как он потом сказал. Его ночью, часа в два, подняли соседи моих съемщиков — мне они звонили домой, мобильного номера у них не было. А дети как раз по моей просьбе ночевали у меня — кота навещали, он плохо переносит одиночество, надо хотя бы раз в три дня приходить и подолгу с ним сидеть.
Дело было в том, что ночью был штурм той самой квартиры, где жили мои съемщики. Это было не только в нашем доме, штурмовали несколько квартир по всему району, и Натальину тоже. На самых разных улицах. Оказалось, что в районе обосновалась целая группа террористов из «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России — прим. «Дома»).
Нам так и не сказали, что именно они замышляли. Причем в основном они снимали квартиры у неблагополучных людей — таких, которые вряд ли станут интересоваться личностями арендаторов — ну приехали какие-то мигранты, спят толпой, и ладно.
Из приличных только мы с Натальей оказались, как я поняла. Схема найма была одна и та же: приходила приличная пара (только в ее случае — с ребенком), первый месяц было все нормально, а потом мы их больше и не проверяли. Оказалось, что документы у них липовые. И на опознании вообще не было тех семей, которые снимали у нас жилье — абсолютно незнакомые люди какие-то.
С квартирами тоже черт-те что творилось: у меня в большой комнате спали вповалку, судя по всему, всю мебель туда же стащили, а частично на балкон. А в спальне был склад оружия. Под ванной тоже что-то нашли — не то заготовки для бомб, не то тоже оружие.
При этом соседи на этих жильцов не жаловались — правда, они, в отличие от меня, знали, что там не семейная пара живет, а несколько мужчин, но это по нынешнем временам нормально, там в каждом втором подъезде гастарбайтеры. А эти жильцы не пили, не шумели, звуки из квартиры совершенно нормальные раздавались — телевизор, радио, смех. Никаких скандалов, в общем, пока спецназ не приехал.
Сейчас думаю эту квартиру продать, если честно. Наверное, два раза подряд в такую ситуацию не попадают, но мне рисковать больше не хочется. Денег от продажи до конца жизни хватит. А дети и внуки и так при своем жилье уже».
По данным «ИНКОМ-Недвижимость», 100 процентов наймодателей считают реальным риск того, что в квартире будут проживать люди, не указанные в договоре, либо жилплощадь может быть передана в субаренду.
Арендатор имеет право пересдать жилплощадь только в случае, когда согласие собственника на такие действия прописано в договоре. Воспользоваться лазейкой при отсутствии запрета на пересдачу квартиры нельзя: если разрешение не дано письменно, то по умолчанию субаренда противозаконна. В рассматриваемой ситуации правомочно расторгнуть договор найма, выселить всех нанимателей и поднанимателей, а при нанесении порчи имуществу взыскать штраф.