На днях президент США Дональд Трамп заявил, что он почти определился с кандидатурой на пост нового главы ФРС. У кого больше всего шансов стать новым руководителем Федрезерва?
Глава совета управляющих Федеральной резервной системы США — это одна из самых значимых должностей в мире финансов. Человек, занимающий этот пост, имеет огромное влияние не только на американскую, но и мировую экономику.
Четырехлетний срок нынешнего руководителя ФРС Джанет Йеллен истекает в феврале 2018 года, а значит, в скором времени президенту США предстоит определиться с кандидатурой нового главы регулятора.
В понедельник, 23 октября, Дональд Трамп заявил, что он «очень, очень близок» к принятию решения о новом назначении после собеседований с пятью кандидатами. Речь идет о Джанет Йеллен, Кевине Уорше, Гарри Коэне, Гленне Хаббарде, Джоне Тейлоре и Джероме Пауэлле. Расскажем о каждом из них подробнее.
Великолепная пятерка
Кевин Уорш — адвокат, финансист и государственный деятель. Благодаря опыту работы в инвестиционном банке Morgan Stanley во время кризиса 2008 года нередко выступал посредником между Уолл-Стрит и регулятором. Сейчас он преподает в Стэнфордском университете и состоит в консультационном совете, оказывающем услуги бизнесу.
Уорш всегда был ярым критиком действий регулятора: голосовал против программы количественного смягчения, выступал за дерегуляцию финансового рынка и так далее.
В настоящее время он считается наиболее вероятным претендентом на пост главы ФРС. По нашим оценкам, его шансы занять это кресло составляют примерно 35%. В случае, если Уорш станет новым главой Федрезерва, политика регулятора резко изменится.
Нормативы достаточности капитала будут сокращены до минимума, что позволит освободить до $150 млрд в банковском секторе для инвестиций, долгового финансирования или кредитов населению. Это может стать тем самым драйвером для роста экономики, который пытался найти американский президент.
При этом баланс ФРС будет сокращаться еще жестче за счет повышения потолка по продаже активов либо осуществления этой стратегии на более длительном сроке.
Джон Тейлор — профессор Стэнфордского университета, который в 1993 году увязал повышение процентных ставок с инфляцией и ростом экономики. В свое время он обвинил Федрезерв в том, что его политика стала главной причиной появления «пузыря» на рынке недвижимости.
У Тейлора есть сторонники среди республиканцев. Вероятность утверждения его кандидатуры Дональдом Трампом оценивается нами в 30%.
Тейлор был первым, с кем президент США провел интервью как с претендентом на пост главы регулятора. Единственный существенный недостаток экономиста состоит в том, что у него нет опыта практической деятельности в финансовой индустрии.
Вместе с тем у Тейлора более глубокие знания в экономике, чем у других кандидатов. Если он станет главой Федрезерва, то, скорее всего, от него можно не ждать политики жесткого регулирования: Тейлор будет стараться придать импульс экономическому росту в США.
Он введет правила, по которым ФРС будет регулировать рынок таким образом, чтобы это не мешало развитию бизнеса и росту ВВП, тем самым уменьшив присутствие регулятора в экономике. Возможно, Тейлор снизит норматив достаточности капитала банков для вливания дополнительных денег в экономику.
Теперь о менее вероятных кандидатах на пост главы Федрезерва.
Джанет Йеллен занимает кресло председателя ФРС с 2014 года, став 15-м по счету руководителем. Во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп критиковал действия ФРС и ее главы, однако после инаугурации он резко сменил тактику.
Новоиспеченный президент заявил, что уважает Йеллен и доволен ее работой. Это высказывание поставило рынки в тупик. Не исключено, что Йеллен все же предложат остаться на второй срок, поскольку проводимая ею монетарная политика соответствует ожиданиям Дональда Трампа в части сокращения баланса и повышения процентной ставки.
Вместе с тем регулирование финансового сектора при нынешнем председателе Федрезерва выглядит чрезмерным. Также в одном из интервью Йеллен намекала, что не планирует оставаться «у руля» ФРС на второй срок.
Таким образом, шансы Джанет Йеллен получить эту должность во второй раз не превышают 15%. Если это все-таки произойдет, то от ФРС можно ожидать продолжения осторожной политики и повышения ставки 3-4 раза на 25 базисных пунктов в следующем году.
Гарри Коэн — это бывший банкир из Goldman Sachs, у которого за плечами несколько десятков лет работы на финансовых рынках. Коэн работает консультантом в Национальном экономическом совете. До недавнего времени у него было больше всего шансов стать председателем Федрезерва, поскольку он не ученый, а бизнесмен, а это как раз то, что нужно Трампу.
Однако во время погромов и межрасовых столкновений в Шарлотсвилле Коэн осудил действия президента, чего не стоило делать, если он хотел получить пост главы ФРС.
Вероятность того, что финансист возглавит регулятор, находится в районе 10%. В случае получения этой должности Коэн будет проводить примерно такую же политику, как и Кевин Уорш, однако повышение ставок при нем будет более резким — на 50 базисных пунктов.
Таким образом, при Гарри Коэне банки начнут зарабатывать больше, а ставка может быть повышена до 3% годовых уже в следующем году.
Гленн Хаббард — декан бизнес-школы Колумбийского университета. При 43-м президенте США Джордже Буше Хаббард был главным экономистом и сыграл ключевую роль в подготовке налоговой реформы.
Он не является ни сторонником текущей политики ФРС, ни ее жестким критиком. На фоне других кандидатов Гленн Хаббард ничем особенно не выделяется, поэтому мы оцениваем его шансы стать главой ФРС лишь в 5%.
Если Хаббард возглавит Федрезерв — его политика будет представлять собой нечто среднее между стратегиями Кевина Уорша и Джанет Йеллен. Этот человек не позволит провести столь же масштабную дерегуляцию рынка, как Уорш, но при этом сохранит общую тенденцию к повышению ставок и мягкому сокращению баланса ФРС.
Джером Пауэлл имеет опыт в финансовой индустрии как инвестиционный банкир и экономист. Пауэлл причисляет себя к центристам и отказывается проводить слишком жесткую или мягкую монетарную политику. Он не выглядит сильным кандидатом, хотя имеет право голоса как член комитета по открытым рынкам ФРС.
Вероятность его избрания председателем Федрезерва не превышает 5%. Джером Пауэлл ничем не может быть полезен Трампу. Его политика на посту главы ФРС не отличалась бы от политики Гленна Хаббарда. В текущей ситуации центристские воззрения главы Пауэлла не могут устроить ни инвесторов, ни политиков.
Гонка фаворитов
Таким образом, на пост главы ФРС есть два явных кандидата — Кевин Уорш и Джон Тейлор. Уорш имеет хороший бизнес-бэкграунд, он хорошо знает Уолл-Стрит и в состоянии помочь Трампу снять «оковы» с финансового сектора.
Джон Тейлор сделал карьеру в академической среде, работал заместителем министра финансов США по международным делам. За время работы в Белом доме он обзавелся определенным количеством сторонников среди республиканцев.
Назначив Тейлора на пост председателя Федрезерва, Дональд Трамп мог бы получить дополнительную поддержку в Конгрессе, которая нужна ему для проведения реформ в секторах здравоохранения, налогообложения и финансов.
Трамп как успешный бизнесмен должен понимать, что такой человек окажется ему полезней. Однако, судя по назначениям, которые уже провел президент США, он предпочитает видеть на высоких постах матерых предпринимателей с большим опытом.
Выбор главы ФРС даст нам больше информации о положении дел в Белом доме. Если Трамп выберет Уорша — это будет означать, что он придерживается своей изначальной политики и идет напролом, пытаясь изменить положение дел в США в соответствии со своими представлениями.
Если выбор падет на Джона Тейлора — это будет более изящный ход, который укрепит позиции Трампа в Конгрессе как среди республиканцев, так и среди демократов.
Возвращаясь к регуляторной части вопроса, отметим, что у двух наиболее вероятных кандидатов абсолютно разные подходы к монетарной политики, но при этом общие цели: рост ВВП, инфляции, зарплаты и практически свободное развитие финансового сектора.
Кевин Уорш будет дерегулировать рынок с помощью снижения уровня капитала, а также поможет Трампу в реформах, касающихся отмены правила Волкера и других частей закона Додда-Франка. Джон Тейлор пойдет другим путем, устанавливая новые правила и снижая присутствие ФРС в экономике.
Он не будет давать полную свободу финансовому сектору напрямую, но, скорее всего, также поддержит Трампа в части изменений правила Волкера.
Однако стоит понимать, что в первые месяцы работы нового главы ФРС резких перемен в политике регулятора не последует, поскольку влияние, которое он оказывает на экономику, сложно переоценить. В первые 4-6 месяцев 2018 года ФРС будет мягко менять траекторию своего движения, подстраиваясь под стратегию нового председателя.