Социологи ВЦИОМ поинтересовались у россиян — может ли человек с аутизмом найти работу? Может, уверены наши сограждане, но ему нужна помощь. Специалисты поддерживают наших соотечественников и считают, что люди с аутизмом должны иметь возможность трудоустройства. О том, что нужно сделать, чтобы люди с расстройством аутистического спектра могли устроиться на работу (РАС) рассказали эксперты и социологи.
По данным ВЦИОМ, большинство россиян знают об аутизме (77 процентов). У 12 процентов наших соотечественников в окружении есть люди с аутизмом трудоспособного возраста. По мнению россиян, имеющих знакомых с расстройством аутистического спектра (РАС), более половины людей с аутизмом никогда не работали. Наши сограждане считают, что найти работу людям с аутизмом помогают благотворительные организации (32 процента), службы соцзащиты (29 процентов) и центры занятости населения (20 процентов). Учебные заведения, соцпредприниматели, работодатели и кадровые агентства по поиску персонала, по мнению россиян, почти не помогают таким людям найти работу. Каждый третий не смог назвать тех, кто помогает трудоустроиться гражданам, страдающим расстройством аутистического спектра (31 процент).
Чтобы у человека с аутизмом был шанс найти работу, нужно создавать программы помощи людям с РАС, считают наши сограждане. Такую программу четыре года назад запустил фонд "Обнаженные сердца". Проект "Сопровождаемое трудоустройство людей с аутизмом" создавался, чтобы подготовить специалистов, которые подготовят сопровождающих для адаптации работника с аутизмом уже на рабочем месте.
— Исследования показывают, что люди с аутизмом рабочую операцию выполняют прекрасно, — говорит эксперт фонда "Обнаженные сердца" Татьяна Морозова, — проблемы возникают с тем, что называют "мягкими навыками" — вовремя проснуться, собраться , на работу не опоздать, выслушивать критику, соблюдать социальную дистанцию, воспринимать информацию не на слух, а письменно и т.д. Это очень сложная и ювелирная работа.
По словам Татьяны Морозовой, эту ювелирную работу помогло бы сделать инклюзивное образование в детстве.
— Если ребенок ходил со своими сверстниками в обычный детский сад и школу, его шансы устроиться на работу возрастают во много раз, — поясняет детский невролог, эксперт фонда "Обнаженные сердца" Святослав Довбня, — если он ходил в некое изолированное учебное учреждение или оставался дома, его шансы равны нулю. Нормальной жизни нельзя научиться в изоляции. По данным ВОЗ, аутизмом сегодня страдает около одного процент населения, это очень много. То есть, на 44 ребенка приходится один, страдающий аутизмом. Это существенные цифры для современной экономики любой страны.
Одним из участников проекта сопровождения стала IT-компания, которая занимается, в частности, фото- и видеофиксацией нарушений ПДД.
— У нас были очень поверхностные знания о проблемах людей с аутизмом, с экспертами фонда мы обсуждали, как и где лучше создать рабочие места, где ребята могли бы себя реализовать, — говорит Анна Шапиро, директор по персоналу компании "МВС Груп". — Долго обсуждали, что готовы к любому исходу, но очень надеялись на то, что при соблюдении всех правил адаптации таких сотрудников мы получим высокую эффективность труда. Мы столкнулись с разными стереотипами, которые сопровождают людей с аутизмом — от низкой работоспособности, до неумения влиться в коллектив. В итоге, сейчас в проекте работет 14 человек с РАС. На работу они выходили по очереди, не все сразу. Мы пригласили ребят на две позиции — оператор отдела предварительной обработки и специалист обучения нейросети. Обе специальности не простые. Но ребята справились. Справились они и с социализацией. У ребят была возможность как в опен-спейсе, так и в отдельном кабинете. Они самостоятельно пересаживались в опен-спейс, чтобы быть ближе к коллективу, они участвуют во всех социальных проектах компании, недавно поздравляли девушек с 8 марта. Да и коллектив стал внимательнее, научился поддерживать друг друга. Благодаря нашим новым сотрудникам, у нас получилось увидеть то, чего мы не замечали раньше. Например, люди с аутизмом очень чутко реагируют на шум, громкие разговоры, запахи. В период пандемии мы проводили обработку офиса, ребята попросили делать эту обработку хотя бы за час до начала рабочего дня, потом нам все сказали огромное спасибо за то, что мы перестали это делать перед самой работой.
Анна Шапиро считает, что работники с аутистическим спектором для компании — это совместное движение вперед, полезное для обеих сторон, но работа с такими сотрудниками должна строиться с помощью специалистов и исключительно индивидуально.
Общество Здоровье Экономика Работа Занятость