Анастасия Миткевич Forbes Staff
Фото Станислава Красильникова / ТАСС Дизайнер Артемий Лебедев о карьере, запретных темах и работе в выходные
Известному российскому дизайнеру, бизнесмену и блогеру Артемию Лебедеву сегодня исполняется 44 года. Лебедев известен своенравным характером, в выражениях он не стесняется. Он руководит одноименной дизайнерской студией, которая существует с 1995 года, и, в частности, создавала логотип Большого театра и новую схему Московского метрополитена.
О своем деле
Я не собирался создавать большую компанию, ведь это означало необходимость приходить в какое-то место и с кем-то постоянно общаться, что мне несвойственно.
Может быть, я плохой бизнесмен, но я никогда не пытался продавать что-то широким массам.
Мне повезло и со временем, и с местом: Россия — страна, очень непохожая на прочие в смысле возможностей. Пока был Союз, я никогда не сделал бы дизайн-студию.
Госзаказ — это самые ужасные мучительные деньги с минимальной благодарностью, с огромными рисками по всем фронтам, это можно делать только очень хорошо застраховавшись.
О команде
Я обязательно смотрю все портфолио, которые мне присылают. Считаю, что в тот день, когда я не открою письмо, что-то важное сломается: вдруг там есть проблеск, за который я зацеплюсь? Мне случалось брать на работу 16-летних школьников.
По-моему, руководить творческим коллективом может только такой генерал, который сам был солдатом.
У нас нет никакой корпоративной культуры — только антикорпоративная. Если у кого-то появляются признаки того, что он босс, он сразу вылетает.
Если кто-то из дизайнеров расскажет о своей зарплате, на завтра будет уволен. Это один из самых простых секретов управления творческим коллективом. Как только они начнут произносить друг другу свои зарплаты, вместо работы начнется серпентарий.
У меня нет жучков, я не читаю почту, как делают другие руководители, у меня свобода, доверие и делегирование полномочий.
Бездельничать не позволяю. Человек может выглядеть и вести себя как угодно, играть на гитаре, но при этом он обязан к концу дня сделать охрененный логотип. Если он не сделал, мы с ним больше не работаем.
Я научился работать на расстоянии. У меня стратегия простая: я не мешаю людям своей неэффективностью.
Даже если возникает проблема у целого отдела, мы никогда не применяем коллективную ответственность.
Ты дизайнер, работаешь в лучшей студии страны и тебя вообще взяли за то, что у тебя есть голова. Что, на выходных она у тебя отключается? Ты обязан постоянно генерировать идеи. Можешь ее десять раз не придумать, но мы обратим на это внимание и перестанем звать тебя в интересные проекты, а в конце концов просто заменим на менее ленивого дизайнера.
О принципах
Хочется на свете не просто жить и зарабатывать деньги, но и что-то после себя оставлять.
Все люди, которые зажимают знания, не делятся открытиями, прячут профессиональные секреты — все они проигрывают. Если не прямо сразу, то через пару лет.
Информация — это единственный ресурс, которого не становится меньше, когда им делишься. Это надо помнить всегда.
Важны не сама информация, не идея, не знание — важны умения все это вовремя и по делу применить.
У меня несовершенный, дырявый мозг, слабая память, куча недостатков, но я старательно это маскирую.
Я не понимаю людей, которые хотят в какой-то момент выйти на пенсию и ничего не делать. Я перестану работать, только когда буду парализован. До последнего дня я буду стараться что-то делать.
Любой человек имеет право на своем столе поставить хоть иконостас.