§ 1. Компенсация морального вреда предусматривается в ст. 151 и 1101 ГК РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК).
§ 2. Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ (СЗ РФ. 1987. N 92. Ст. 1382) ст. 213 КЗоТа была дополнена частью пятой. В ней предусматривалось, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями. Аналогичная формулировка содержится в ст. 394 ТК.
Судебная практика, опираясь на нормы гражданского законодательства, признавала право работника на компенсацию причиненных ему нравственных и физических страданий (морального вреда) не только при незаконном увольнении и незаконном переводе, но и в связи с необоснованным дисциплинарным взысканием, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.д. (см. п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", с последующими изменениями и дополнениями // БВС РФ. 1994. N 3. С. 9).
§ 3. Статья 237 ТК предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.
Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями. По вопросу о компенсации морального вреда работнику Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6. С. 2) разъяснил следующее. В соответствии со ст. 3 и 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требования лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд, исходя из ст. 21 и 237 Кодекса, вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы) (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
§ 4. Часть 1 ст. 237 ТК (как и ч. 1 ст. 1101 ГК РФ) предусматривает возмещение морального вреда в денежной форме.
§ 5. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора (см. ч. 1 ст. 237).
§ 6. Спор между работником и работодателем о возмещении морального вреда рассматривается судом, который определяет факт причинения морального вреда и размер его возмещения.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
Судом оценивается также характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред (см. ч. 2 п. 2 ст. 1101 ГК РФ). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // БВС РФ. 2004. N 6. С. 2).
О том, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, предусмотрено в ГК РФ (см., например, п. 2 ст. 1101 ГК РФ). Эти требования учитываются судами (см., например: БВС РФ. 2003. N 7. С. 22).
§ 7. Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерным поведением работодателя, не зависит от наличия материального ущерба у работника и его возмещения.
Комментарий К. Я. Ананьевой
На основе закрепленного в ст. 2 ТК обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, работнику возмещается не только имущественный, но и моральный вред (физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием работодателя, нарушающими личные неимущественные права работника либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага). Комментируемая статья закрепляет: условие возмещения морального вреда – неправомерность действий или бездействия работодателя, денежную форму компенсации и порядок определения его размера. Размеры возмещения работнику морального вреда устанавливаются в каждом конкретном случае соглашением работника и работодателя, а в случае возникновения спора между ними определяются судом. Независимо от размера подлежащего возмещению имущественного ущерба, суд вправе удовлетворить требование работника о возмещении морального вреда, установив факт его причинения работнику.
ТК и федеральные законы устанавливают ряд случаев, при которых может происходить возмещение работнику морального вреда. К ним относятся случаи увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, незаконного перевода на другую работу (см. комм. к ст. 394 ТК), случаи дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК). Моральный вред может подлежать возмещению в иных случаях, в частности, при нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника (см. комм. к ст. 90 ТК). В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. (с послед, изм. и доп.), возмещение застрахованному лицу морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется его причинителем, под которым прежде всего понимается соответствующий работодатель.
Положения, разъясняемые в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г. и 15 января 1998 г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в значительной части применяются к трудовым правоотношениям, так как не противоречат ТК. В частности, они определяют, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Указывается на право суда рассмотреть предъявленный иск о компенсации причиненных лицу нравственных или физических страданий независимо от рассмотрения каких-либо имущественных требований, поскольку по законодательству ответственность за моральный вред может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
Факт наличия морального ущерба, причинная связь с неправомерными действиями или бездействием работодателя и вина последнего в его причинении должны быть доказаны работником. При рассмотрении иска в суде действуют правила гражданского судопроизводства. Установлен трехмесячный срок для обращения в суд (см. комм. к ст. 392 ТК), действует освобождение работников от судебных расходов (см. комм. к ст. 393 ТК).
Комментарий К. Н. Гусова
§ 1. Компенсация морального вреда предусматривается в ст. 151 и 1101 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК).
§ 2. Федеральным законом от 17 марта 1997 г. № 59-ФЗ (СЗ РФ. 1987. № 92. Ст. 1382) ст. 213 КЗоТа была дополнена частью пятой. В ней предусматривалось, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными действиями.
Судебная практика, опираясь на нормы гражданского законодательства, признавала право работника на компенсацию причиненных ему нравственных и физических страданий (морального вреда) не только при незаконном увольнении и незаконном переводе, но и в связи с необоснованным дисциплинарным взысканием, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.д. (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации материального вреда» с последующими изменениями и дополнениями // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 3. С. 9).
§ 3. Статья 237 ТК предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания на конкретные виды правонарушений.
Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.
§ 4. Часть 1 ст. 237 ТК (как и ч. 1 ст. 1101 ГК РФ) предусматривает возмещение морального вреда в денежной форме.
§ 5. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора (см. ч. 1 ст. 237).
§ 6. Спор между работником и работодателем о возмещении морального вреда рассматривается судом, который определяет факт причинения морального вреда и размер его возмещения.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
Судом оценивается также характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред (см. ч. 2 п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (см. п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
§ 7. Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерным поведением работодателя, не зависит от наличия материального ущерба у работника и его возмещения.
Комментарий С. А. Панина
1. В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральным вредом являются физические и нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные имущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
В трудовых отношениях обязанность причиненного вреда возместить это г вред может возникнуть, например, в случае незаконного увольнения, незаконного перевода па другую работу, а также в случае, если работник считает, что он подвергся дискриминации в области труда.
Моральный вред возмещается в денежной форме в размерах, которые определяются сторонами трудового договора.
2. В случае если работодатель отказывается возместить моральный вред добровольно, работник вправе обратиться и суд. Никакому другому органу, кроме суда, не предоставлено право определять факт причинения морального вреда и определять размеры возмещения этого вреда при возникновении спора.
Наличие или отсутствие имущественного ущерба не влияют на право работника обратиться с требованием о компенсации морального вреда.
Комментарий Е. А. Шаповал
Трудовой кодекс теперь, как и Гражданский кодекс (ст. 151 ГК РФ), предусматривает возможность денежной компенсации морального вреда – нравственных или физических страданий, причиненных работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, трудовым договором во всех случаях, а не только в случае увольнения без законного основания, нарушения установленного порядка увольнения, незаконного перевода на другую работу, как это было предусмотрено КЗоТ РФ.
Факт причинения морального вреда и размер его денежной компенсации в случае возникновения спора доказывается работником. Таким доказательством может служить заболевание, возникшее у работника в связи с потерей работы, нравственные страдания, обусловленные потерей работы при неправомерных действиях работодателя и т.п. Если работодатель признает факт причинения вреда, то величина его денежной компенсации может быть определена соглашением между работником и работодателем.
Научно-практический комментарий:
1. Суть морального вреда состоит в том, что работник переживает факт нарушения его прав. Это причиняет вред его здоровью
2. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, наиболее полной и быстрой защиты интересов потерпевших при рассмотрении судами дел этой категории, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" дал разъяснение (п. п. 1 — 5, 9 Постановления — не приводятся).
3. См. также п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2.