Однако доля тех, кто учится в частных школах, остается невысокой — 1,14% от общего числа школьников. Сколько стоит такое образование и почему родители все чаще готовы платить за обучение своих детей?
В Центре экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС посчитали, что с 2016 по 2023 год численность обучающихся в частных школах выросла почти в два раза. Сразу стоит оговориться, что интерес к обучению в частных школах растет не только в Москве, Петербурге, Татарстане и Краснодарском крае.
Исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС показывает, что этот тренд актуален также для таких регионов, как Дагестан, Чечня и Еврейская автономная область. В среднем по стране месяц обучения ребенка в частной школе обойдется родителям почти в 30 тысяч рублей. И ценник за последние годы вырос примерно на треть. В Москве, естественно, дороже. От 30 тысяч до 200 тысяч в месяц.
При этом, по словам опрошенных Business FM экспертов, родители, которые готовы отдавать такие деньги за обучение детей, далеко не всегда ориентируются только на качество образования в этих школах. То есть на результаты ЕГЭ, они, конечно, смотрят, и статистика частных школ обычно выше, но правда в том, что репетиторов в старших классах нанимают и для учеников частных школ, а даже если ребенок не наберет достаточного количества баллов, родители, платившие за школу, найдут деньги и на платное обучение в вузе. На первом месте у тех, кто выбирает частное обучение, комфорт ребенка и, насколько это возможно, индивидуальный подход к обучению со стороны педагогов, рассказывает москвичка Анна, которая сама преподает в одной частной школе, а своего ребенка отдала в другую:
«Прежде всего меня интересовал английский язык, потому что у меня ребенок уже достаточно хорошо говорил к школе на английском и вообще и читал, и писал, и считал, поэтому попасть в школу, где английский будет один раз или два раза в неделю слабого-слабого уровня для меня было бы не очень хорошо — мы бы потеряли то, что уже имели, поэтому это было первым фактором. Вторым фактором было то, что, конечно, в частных школах гораздо меньше классы, поэтому учителя могут действительно уделить больше внимания каждому. В-третьих, конечно, более расширенная программа, в принципе, предметов гораздо больше, и они нужны, и второй язык, и ментальная математика, и каждый день у них либо физкультура, либо хореография».
А еще частная школа — это возможность оставить там ребенка на полный день. У кого-то среди критериев религия, а многим важно окружение — чтобы ребенок со школьной скамьи обзаводился нужными, как кажется родителям, связями. Впрочем, окружение иногда может и навредить. Одна из слушательниц Business FM рассказала радиостанции о том, что ей пришлось перевести своего ребенка из одной частной школы в другую, потому что в первой многие дети были «слишком крутыми», и отношения в коллективе не сложились.
Что касается учителей, то, как ни странно, по словам опрошенных Business FM экспертов, в частных школах они иногда зарабатывают немногом больше, а чаще даже меньше, чем в школах государственных. Речь как минимум о Москве, где учителя в государственных школах, по словам собеседников радиостанции, зарабатывают около 100 тысяч. А в частных разница может составлять около 20%, причем как в большую, так и в меньшую сторону. Многие преподаватели готовы жертвовать зарплатой ради комфорта и свободы творчества, говорит ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Алексей Тищенко:
Алексей Тищенко ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии «Современные методики преподавания, в том числе какие-то персонализированные, авторские, очень хорошо развиты в частных школах. Сейчас идет общий тренд на унификацию общего образования, и частные школы им не охвачены, и поэтому, скажем, в частных школах больше таких каких-то моментов, особенностей учитывается, которые важны для родителей, в том числе в обучении».
Плюс, частная школа — это несопоставимо меньше отчетности для учителя, на что у преподавателей государственных учреждений уходит очень много времени.
Возвращаясь к статистике и показателю в 1,14% обучающихся в частных школах от общего числа школьников, федеральный эксперт в области образования, психолог, педагог Артем Соловейчик обращает внимание на то, что эта статистика не учитывает тех, кто учится на дому, кто учится в так называемых семейных образовательных учреждениях — это те же частные школы, только без лицензии. Но, по словам эксперта, запрос на частное образование во всех его проявлениях постоянно растет:
Артем Соловейчик федеральный эксперт в области образования, психолог, педагог «Предложение маленькое, но запрос огромный, он где-то закрывает предложение. Если я хочу делать частную школу, я могу посчитать бюджет и посмотреть, сколько должны мне платить. То есть там 50 тысяч в месяц в Москве это уже ну почти норма. В стране — 15-20 тысяч в месяц, что тоже немало для бюджета многих семей. Начиная с 20 тысяч, это уже окупаемая история, уже выгодно делать такую школу, и в этот бизнес идут, и я вижу все больше и больше людей, которые не являются педагогами и никогда про школу не думали, но они в эту сторону движутся, открывают школу, потому что их дети подрастают, им нужно, чтобы их дети получали такого рода образование, и заодно, получается, и другие дети получают такую возможность и блага».
А комментируя резкий рост интереса россиян к частному образованию, эксперт напомнил, что в пандемию многие родители оказались за одной виртуальной партой со своими детьми и сами увидели, чему и как учат в школе их детей. О сделанных выводах говорит приведенная выше статистика.