Главные идеи конференции Facebook: технологии дополненной реальности, реалистичные 3D-эффекты и очки вместо телевизора
18 апреля в Cан-Хосе прошла F8 — конференция Facebook для разработчиков, где обсуждали самые разные технологии — от рекламы и игр до фото и виртуальной реальности. По общему настроению «технарей» и предпринимателей, пришедших послушать Марка Цукерберга и членов команды Facebook, можно было ощутить, что сенсациями для них конференция не запомнится, — но мероприятие, безусловно, полезно с точки зрения общего вектора движения одной из самых крупных технологических компаниях.
И кстати: в залах на сессиях конференции можно было часто услышать русскую речь.
В целом ничего «сверхъестественного» на F8 не было, и публика, простоявшая в длинной очереди, даже немного расстроилась. Цукерберг выдавал технологии, которые уже применяет Snapchat, за уникальные ноу-хау Facebook и рассказывал про создание глобального сообщества для разработчиков. Пожалуй, самым интересным из этой достаточно унылой речи был анонс платформы для дополненной реальности (AR). Почему это действительно важное объявление? Дело в том, что сейчас контент приложений в сфере дополненной реальности (самый известный пример — Pockemon Go) можно смотреть только через отдельные приложения (например, надо скачать мобильное приложение Pockemon Go), и именно разработчики приложений должны заморачиваться со всеми сложностями — в частности, правильным наложением 3D-объектов на «реальную реальность». Facebook, запуская свой AR-сервис, одной стрелой убивает двух зайцев. Во-первых, разработчикам, с технической точки зрения, стало проще создавать анимацию для дополненной реальности. Во-вторых, пользователь сможет потреблять контент без скачивания дополнительных приложений — прямо через камеру смартфона, на котором установлено приложение Facebook. На конференции представители команды Facebook подчеркивали, что AR-платформа даст возможность научить приложение распознавать объекты.
Приложение Facebook теперь сможет воспринимать глубину кадра, распознавать обстановку и располагать в трехмерном пространстве AR-объекты. Это означает, что с одной стороны, каждый пользователь сможет создать свою «маску» ( как в MSQRD) и экспериментировать с 3D-эффектами. Такая опция будет, скорее всего, востребована брендами — компании уже платят за подобные возможности в Snapchat. По-видимому, Facebook не будет зарабатывать на АR- платформа будет доступна бесплатно, это, скорее, шаг для привлечения новых пользователей. С точки зрения пользователей важен еще один нюанс: AR-платформа позволит распознавать 3D-объекты на 2D-фотографии — нас ждут действительно реалистичные 3D-эффекты. Во время презентации Цукерберг показывал, как сотрудники компании в реальной жизни смотрят на обычную белую стену одного из зданий, а в AR видят 3D-изображение водопада.
Цукерберг также упомянул, что, как только AR-технология Facebook и объем контента, созданного разработчиками и пользователями социальной сети, будет достаточным, — компания выпустит AR-очки. Если вдуматься, тогда многие привычные для нашей повседневной жизни вещи окажутся ненужны: например, всегда можно будет запустить AR-шахматы как приложение в экосистеме Facebook, без физической доски. Или, например, в AR-очках любую стену можно превратить в телевизор, а значит покупка черных коробок в квартиры теряет смысл. Цукерберг говорил о планах очень уверенно, но в зале все очень расстроились: все ждали на конференции не слов об AR-очках, а их демонстрации. Даже один из инженеров Facebook на мероприятии сказал мне, что надеялся на это. Ну что ж, остается только ждать.
Для многих в зале было важно, что Facebook оставляет наведенным «прицел» на стартапы. По тому, что компания развивает сама, «внутри», и по тому, о чем говорит в контексте «вызовов» для сообщества разработчиков, предпринимателям часто можно «нащупать курс» в отношении бизнес-идей и развития продуктов. Судя по итогам этой конференции, например, не повезло, разработчикам проектов в сфере аналитики чат-ботов. Facebook развивает свою платформу аналитики, в то время как стартапы в этой сфере уже достаточно «взрослые»: BotAnalytics получил около $300 000, Dashbot — около $2 млн.
С другой стороны, представители команды Facebook намекают, что компания может представить собственный конструктор для ботов с новой платформой — Platform 2.0. Facebook уже запустил конструктор ботов для владельцев кафе — такие боты бронируют столики, позволяют ознакомиться с меню и отвечают на стандартные вопросы. Вполне логичным следующим шагом для Facebook может быть универсальный конструктор ботов. Тогда проблемы могут быть в том числе у стартапов с российскими корнями — например, ManyChat (сооснователь — Микаэл Ян) и Chatfuel (сооснователи — Дмитрий Думик Андрей Ярошевский). Всего стартапы в этой сфере привлекли, по моим оценкам, около $5 млн. Будет ли Facebook присматриваться к этим компаниям или пойдет своим путем?