Сотовые операторы который год сталкиваются с падением доходов от услуг голосовой связи. Они начинают зарабатывать на IoT-сервисах, продаже поздравлений с фото и видеороликами в соцсетях, предоставлении своей инфраструктуры в аренду.
В конце марта «Вымпелком» объявил об изменении названия холдинга на Veon – одноименное приложение, которое объединяет функционал мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов, — что говорит о трансформации компании из телекоммуникационной в технологическую. Почему умирает бизнес сотовых операторов и какие еще изменения ожидают телеком-отрасль в будущем?
Сегодня доходы телеком-операторов от предоставления классических услуг абонентам (голосовая связь и передача данных) снижаются. Проникновение сервисов на территории России уже превышает 100% (многие абоненты имеют по несколько сим-карт от одного или нескольких операторов). Рынку стандартных операторских услуг некуда больше расти. Более того, на данный момент пользователям вполне достаточно единого базового пакета услуг в тарифе для общения и работы, и нет необходимости покупки дополнительных пакетов. По данным «ТМТ Консалтинг», ARPU (среднемесячный доход от одного абонента) в третьем квартале 2016 года у «МТС» снизился на 5,2%, «МегаФона» – на 6,9%, «ВымпелКома» – на 2,7%, Tele2 – на 0,4%.
Сегодня абоненты предпочитают обычным звонкам связь через мессенджеры, а в праздничные дни используют поздравления с фото и видеороликами через социальные сети. Это заставляет операторов создавать собственные аналогичные сервисы. Так, например, в 2015 году «МТС» запустила мессенджер MTS Connect, а «МегаФон» в 2016 году «перезапустил» «Мультифон» (проект eMotion). Насколько это будет востребовано российскими абонентами покажет время. Успешные мировые кейсы в этом направлении есть. В частности, проект BiP турецкого сотового оператора Turkcell по запуску мобильного мессенджера, получил более 10 млн загрузок к концу 2016 г. Однако вопрос монетизации здесь остается открытым. Более того, в конкурентной борьбе с ОТТ-сервисами (WhatsApp, Viber, Skype и др.) операторы могут предложить абонентам конвергенцию услуг, например, вне зоны действия сотовой сети, но при наличии интернета, например, Wi-Fi, перенаправлять обычные звонки в свои мессенджеры.
Прогнозы развития рынка сотовой связи в таких условиях на первый взгляд не кажутся благоприятными. Но выход для участников рынка сотовой связи все-таки есть — игроки встают на путь трансформации из стандартного провайдера услуг в оператора сервисов
Абоненты начинают все активнее использовать преимущества высоких мобильных скоростей и новый функционал своих гаджетов. А новые сервисы, как известно, напрямую зависят от качества и ширины канала, предоставляемого операторами. Одним из наиболее ярких примеров интереса пользователей к новым возможностям смартфонов стала бешеная популярность игры Pokemon Go. Только за первые сутки ее скачали 900 000 человек по всему миру, а за два месяца количество игроков превысило 500 млн пользователей.
Сейчас операторы совершают первые шаги в сторону сервисной модели и делают ставку на контент, который поглощает все больше трафика. И вот примеры: европейская комиссия одобрила поглощение американской телекоммуникационной компанией AT&T Time Warner, а «МегаФон» в России приобрел Mail.Ru Group. Технологии дополненной и виртуальной реальности, появление чат-ботов, новых алгоритмов работы с большими данными стимулируют операторов к модернизации существующей инфраструктуры, внедрению новых технологий, запуску более привлекательных сервисов для абонентов и поиску более эффективных моделей работы с партнерами.
Интернет вещей как двигатель развития телеком-бизнеса
IoT не является сам по себе двигателем телеком-бизнеса, если данную технологию не развивать. Иными словами, если в рамках IoT оператор связи будет предоставлять исключительно каналы связи для конечных сервисов, то прибыль он сможет получить только в краткосрочной перспективе. Дело в том, что стоимость услуг связи для IoT будет неуклонно падать, а количество устройств расти. Как следствие, это потребует серьезных инвестиций в инфраструктуру. Также будет расти и конкуренция. И вот вам подтверждение: в последнее время на рынке стали появляться нишевые телеком-операторы, ориентированные исключительно на М2М/IoT услуги.
Однако IoT может стать и отличным трамплином, позволяющим трансформировать бизнес в сторону операторов сервисов. Это потребует от участников рынка сформированной экосистемы, в рамках которой можно создавать и совместно с партнерами запускать новые для потребителей услуги. Без внедрения новых технологий сделать это невозможно. И в этом направлении операторы делают первые шаги. В конце прошлого года «МегаФон» представил технологии для умного дома под брендом «Life Control» — экосистемы умных устройств, готовых к быстрому подключению и использованию. А Tele2 для развития проектов в области IoT заключил соглашение о сотрудничестве с центром «Сколково» и компанией Nokia.
По данным «ТМТ Консалтинг» и «МТС», в 2016 объем российского телекоммуникационного рынка составил 1,597 млрд руб., из которого на долю сегмента М2М/IoT пришлось 300 млрд рублей. Количество SIM-карт M2M в России увеличилось до 7,8 млн штук (против 6 млн в 2015 году).
Новые направления и нетипичные для бизнеса операторов сервисы
Большинство операторов в России все больше обращают внимание на услугу предоставления контента. Так, например, абоненты могут купить через оператора антивирусы, совершать оплаты за покупки через App Store и iTunes Store, приложения Microsoft Office и другие сервисы. В будущем этот канал будет более востребованным за счет расширения спектра предоставляемых сервисов.
Операторы в целях поиска дополнительной прибыли «пробуют на вкус» разные виды бизнеса. И если, например, с развитием интернета вещей, который напрямую зависит от стандартного бизнеса оператора связи, все более-менее понятно, то вот вам совсем нетипичный пример — выпуск для абонентов банковских карт, которые привязаны к их мобильному счету. Например, такие карты выпускает «МегаФон». Банковская карта от оператора ничем не отличается от обычной, с ее помощью также можно оплачивать покупки, переводить, снимать наличные, и на нее начисляется cashback и пр.
Участники телекоммуникационного рынка делают первые попытки войти в финансовый сектор, который для них никогда не был основным. В чем выгода оператора? Привлечение внимания абонентов к новой банковской услуге и получение дополнительного дохода от предоставления нетипичных, но востребованных сервисов, повышение лояльности клиентов. При этом самому оператору вовсе не обязательно иметь банковскую лицензию — это возможно делать через банк-партнера. А некоторые операторы, например, Orange Polska или российский «МТС», имеют собственные банки.
Кстати, пока операторы связи внедряют платежные сервисы, банковская сфера развивает технологию MVNO (mobile virtual network operator). Тренд на расширение границ бизнеса виден и со стороны производителей решений. Например, компания Cisco, основная специализация которой сетевые технологии для передачи данных, сейчас активно развивает портфель новых программных продуктов: таких как PAYPAL, IoT-сервисы и пр.
Нужно отметить, что в прошлом году тестирование виртуального оператора мобильной связи запустил «Ростелеком» на сети Tele2. Однако крупнейший игрок этого рынка — принадлежащая «МегаФону» Yota. Сейчас в России услугами аффилированных с сотовыми операторам MVNO пользуются порядка 2,5 млн человек, по данным iKS-Consulting.
Примечательно, что по количеству действующих виртуальных операторов мобильной связи (MVNO, mobile virtual network operator) Европа занимает лидирующие позиции в мире около 600 MVNO, или 59 % от мирового показателя, без учета «вторых» брендов сотовых операторов (данные J’son & Partners Consulting). На долю Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Испании приходится почти 2/3 всех независимых MVNO. Такая популярность связана со стремлением национальных регуляторов усилить конкуренцию и снизить розничные цены на мобильную связь. Чаще всего у виртуальных операторов нет разветвлённой сети офисов или даже нет офисов совсем, оформление услуг осуществляется на сайте, а SIM-карты предоставляются по почте или курьером. Экономия на аренде и минимальные затраты на обслуживание оборудования сетей передачи данных позволяет виртуальным операторам предоставлять более низкие тарифы.
Применение новых бизнес-моделей
Операторам необходимо выстроить как технологическую, так и финансовую экосистему партнерства. Запуск новых услуг всегда занимает много времени для большой компании. Оператор должен быть более динамичным, чтобы оперативно реагировать на потребности рынка и сокращать время их запуска. Один из главных трендов — развитие бизнес-моделей revenue sharing и кобрендинг. Каким бы сильным игроком телеком-рынка ни был оператор, он не может обеспечить финансирование для развития огромного количества сервисов. Гораздо удобнее предлагать готовый сервис и зарабатывать на нем, разделяя выручку с разработчиком-владельцем и интегратором, которые обеспечат бесшовное внедрение в инфраструктуру. Для этого оператору необходимо перестроится на модель витрины по примеру apple store или google play . К примеру, по модели revenue sharing мы работаем с операторами связи в рамках предоставления базовых услуг — уведомления абонента о пропущенном звонке. Судя по тенденции, это будет активно применяться в дальнейшем.
Думаю, что логичной моделью работы сотовых операторов в будущем станет «аутсорсинг для аутсорсеров». В идеале, это один-два базовых оператора в регионе, владеющих физической инфраструктурой. Они будут получать основной доход от предоставления ее в аренду. Плюс появится пул MVNO-операторов, исключительно запускающих и продающих сервисы абонентам. Иными словами, крупные операторы смогут зарабатывать на инфраструктуре, так как стоимость владения будет делиться между MVNO операторами, которые, в свою очередь, не будут заниматься строительством радиосетей, покупкой каналов, закупкой большого количества оборудования, а сконцентрируются на формировании новых методов предложения услуг абонентам.
В будущем, когда на рынке появится достаточное количество виртуальных операторов связи, станет возможным создание глобальной облачной инфраструктуры, которая позволит до минимума сокращать сроки вывода новых сервисов на рынок.
Телеком-рынок продолжает развиваться в другие сферы бизнеса, предлагая все больше новых сервисов, востребованных абонентами. За счет технологического прогресса будет снижаться стоимость их владения, а благодаря развитию партнерской экосистемы станут появляться новые услуги, при этом абоненты уже готовы переходить на новую модель отношений с операторами.