Первый робот журналист Джиа Джиа на стартовом мероприятии в Хэфэй провинция Аньхой
Пока роботы отбирают у журналистов только самую нудную и монотонную работу, за что им хочется сказать простое человеческое «спасибо»
Многие из нас уже устали слышать о том, что в будущем роботы отнимут нашу работу. Во-первых, о плохом как-то не очень хочется думать. Во-вторых, глядя на некоторых из них, невольно ловишь себя на мысли о том, что к тому моменту, когда они научаться нормально функционировать, ты уже будешь на пенсии.
Например, недавно китайские разработчики показывали своего робота-журналиста по имени Джиа Джиа, которая внешне была достаточно сильно похожа на человека. Есть какая-то злая ирония в том, что они дали ему, точнее ей, повторяющееся имя. Во время показательного интервью на английском c сооснователем журнала Wired, Джиа Джиа сильно тормозила, зависая иногда на время до 10 секунд, и отвечала при помощи одного-двух слов.
Несмотря на то что Джиа Джиа не прошла тест на профпригодность, другие роботы уже успешно заменяют журналистов и делают это уже на протяжении нескольких лет. Эти «роботы» представляют из себя компьютерные программы, которые используют алгоритмы и искусственный интеллект для изучения данных, обнаружения трендов и формирования различных отчетов в виде текста.
В одном только информационном агентстве Associated Press каждый квартал алгоритмы пишут свыше 3500 статей о финансовых результатах различных компаний! Более того, начиная с Олимпиады в Рио, в освещении Игр также участвовали программы, писавшие статьи. Но и это еще не все. Самое удивительное, что исследования показали, что статьи, написанные роботами, настолько качественные, что люди не могут их отличить от материалов написанных журналистами! Для того чтобы оценить насколько сильно профессия журналиста в опасности, надо понимать где и в чем роботы превосходят репортеров.
В первую очередь под автоматизацию программ попадают те направления журналистики, которые связаны с аккуратно структурированными данными. Это финансовые новости, криминал, погода, пробки и, конечно же, спорт. Именно с автоматизации последнего начали свой путь два лидера рынка – Narrative Science и Automated Insights. Сооснователь Narrative Science настолько убежден в такой автоматизации, что предсказывает, что к 2030 году 90% новостей будут писаться роботами.
Как бывший журналист деловых новостей я могу только радоваться тому, что скоро роботы будет выдавать статьи о ежеквартальных результатах компаний, оставляя более интересную и творческую работу людям. Автоматизация подготовки именно таких новостей позволила Associated Press увеличить количество новостей о финансовых результатах компаний в десять раз и освободить до 20% времени журналистов.
Именно такое высвобождение, и без того ограниченного количества ресурсов средств массовой информации, является одним из главных преимуществ автоматизации. Например, в 2016 году, во время освещение выборов, робот Heliograf, созданный The Washington Post, подготовил свыше 500 статей, собравших более полумиллиона кликов. Для сравнения, в 2012 году команде из четырех журналистов издания потребовалось почти сутки, чтобы создать лишь малую часть от этого количества. Как сказал глава инноваций The Washington Post Джереми Гилберт, это просто преступление заставлять политических журналистов с 30-летним опытом работы писать стандартные шаблонные новости, например такие, как результаты экзит-поллов.
Но в издании надеются еще и диверсифицировать свою выручку за счет сдачи в аренду своего робота конкурентам, например, Chicago Tribune, Los Angeles Time и другим медиа. Переговоры об этом уже ведутся.
Одна секунда. Ровно столько потребовалась китайскому роботу-журналисту, разработанному Пекинским университетом, чтобы написать свою первую статью. Материал, опубликованный в газете Southern Metropolis Daily, состоял из 300 слов и был посвящен теме пробок в городе.
Такие скорости позволяют проводить параллели между журналистикой и торговлей на бирже. Если раньше инвестиционным банкам для купли или продажи акций требовалось участие нескольких людей и приличное количество времени, то теперь, благодаря алгоритмам, на это уходят миллисекунды. Решения о сделке принимаются программами, со скоростью которых человек физически никогда не сравнится. Если посмотреть на один из ведущих инвестиционных банков Goldman Sachs, то теперь он гордо называет себя технологической компанией и уже 9000 специалистов фирмы, это почти треть от общего числа сотрудников, являются инженерами и разработчиками.
Средства массовой информации также занимаются торговлей, только они продают внимание своей аудитории рекламодателям. Для того чтобы собрать как можно большую аудиторию, СМИ должны постоянно выдавать материал первыми. С развитием интернета эта, и без того нелегкая задача постоянно быть первым, стала в разы сложнее.
Любой, кто хоть раз общался с прессой, понимает, что журналист журналисту рознь. Один может недолюбливать пресс-секретаря определенной компании, поэтому придирается и выискивает негативные факты. Сердце другого журналиста, наоборот, могли растопить увлекательным пресс-туром, и он написал все в более радужных тонах. Но у робота нет эмоций, поэтому он пишет свои материалы, основываясь на фактических данных. Они могут быть не только более объективными, но еще и отслеживать актуальность приведенной информации в статье, автоматически обновляя ее в случае появления изменений.
Как показало исследование, где статьи журналистов сравнивали с работой искусственного интеллекта, последний был лучше по таким показателям, как достоверность, точность, информативность, объективность и содержательность! Получается, что роботы обошли репортеров почти по всем тем ключевым аспектам, которые делают журналистику такой важной для общества.
А если робот и совершает какую-то ошибку, то в отличие от людей, происходит это только один раз. Алгоритм дополняется, и второй раз искусственный интеллект уже не будет ее делать. При условии, конечно, что есть человек, который за ним следит и обучает.
Хороший пример как раз такой ошибки произошел в июле 2015 года, когда Netflix опубликовала свой отчет за второй квартал. В статье, написанной алгоритмом, говорилось, что компания не оправдала прогнозы инвесторов, а ее акции якобы упали на 71% с начала года. В действительности же, за тот период акции Netflix выросли почти вдвое, просто компания произвела дробление акций, которое робот просто не был способен учесть.
Только что во Франции завершились президентские выборы, где лидер партии «Вперед!» Эммануэль Макрон стал самым молодым президентом в истории республики. Просто представьте сколько нужно журналистов, чтобы рассказать о том, как прошло голосование в каждом из 36 000 муниципальных округов в этой стране. Но это уже было сделано! Еще в 2015 году во время региональных выборов во Франции, компания Syllabs совместно с газетой Le Monde всего за четыре часа создали свыше 150 000 страниц о результатах голосования по округам для сайта издания. Они даже подготовили заметку для жителей небольшой деревне, состоящей из 35 человек!
Такое таргетирование читателей открывает новые огромные возможности перед СМИ и позволяет учитывать интересы, если не каждого человека, то небольшой группы точно. В конечном счете это позволяет наращивать аудиторию СМИ и зарабатывать больше денег на рекламе.
Несмотря на все эти впечатляющие результаты, роботы-журналисты находятся только на начальной стадии развития. В 2016 было лишь 11 компаний, которые разрабатывали программы для автоматизации журналистики. Но вот о предстоящих изменениях можно судить по предсказаниям исследовательской фирме Gartner, которая ожидает, что уже к 2018 до 20% бизнес-контента будет создано роботами.
На данный момент роботы не умеют брать интервью, распознавать иронию или сарказм, писать статьи в отсутствии аккуратно структурированных данных и все еще нуждаются в человеческой опеке. Не стоит и забывать, что алгоритм ровно настолько хорош и объективен, насколько качественным его сделали люди. Просто представьте, как различались бы статьи, написанные алгоритмом, который могли бы в будущем разработать на «Первом канале», по сравнению с другим, созданным на «Дожде». Пока роботы отбирают у журналистов только самую нудную и монотонную работу, за что им хочется сказать простое человеческое «спасибо».