Отвечая на звонок инвестиционного консультанта, предлагающего очередное решение по размещению средств, мало кто задумывается о том, что идея преумножения капитала с помощью фондового рынка для россиян — не изобретение последних десятилетий, а реалии наших предков в XIX веке
Удивительно, насколько активными участниками фондового рынка были наши предки, а ведь история Московской биржи, которая была учреждена декретом Екатерины II, началась с 1789 года. Уже к середине XIX века граждане размещали средства в различные ценные бумаги и фонды. К началу XX века в России частному инвестору было доступно более 700 наименований ценных бумаг и финансовый консалтинг. Так, например, в начале XIX века популярной инвестиционной идеей была покупка акций железнодорожных компаний. В то же время на четырех ведущих европейских биржах котировались акции более 170 российских эмитентов. Спрос порождал предложение — количество активных участников биржевых торгов иногда превышало 100 000 человек. Сложно поверить, но такой уровень участников на Московской бирже был снова достигнут лишь в 2005 году.
Сегодня в зале Нью-Йоркской биржи тишина — вся активность ушла в цифровые каналы. Относительное спокойствие царило и на Московской бирже в конце XIX века. Курсовыми днями считались вторник и пятница, на бирже Санкт-Петербурга — понедельник и четверг. Странно, но факт — это позволяло придать фондовой торговле спокойный системный характер. Фондовые сделки совершались на наличные и немедленно, срочные сделки допускались только при продаже золота и серебра в слитках и монетах, иностранных переводов, таможенных купонов. Сдача ценных бумаг осуществлялась на третий день по заключении сделки. Если день не биржевой, то переносилось на следующий за ним день, между 10:00 и 15:00 часами, в торговом помещении. Вот еще один интересный факт: отсрочка сдачи ценных бумаг могла доходить до 14 дней если об этом договорились обе стороны. Срочная сделка совершалась на следующий биржевой день.
В 1917 году с переходом на командно-распределительную экономику развитие рынка ценных бумаг стало невозможным. Так, в декабре практически сразу после прихода к власти правительство большевиков установило запрет на все операции с ценными бумагами за исключением государственных облигаций. С 1917 по 1991 год государством было проведено более 60 выпусков.
Первые предпосылки возрождения финансовых рынков появились в начале 90-х с принятием постановления Совета министров РСФСР положения «Об акционерных обществах», в это же время производственное объединение «КАМАЗ» было преобразовано в акционерное общество, акции которого уже были доступны как советским, так и иностранным юридическим и физическим лицам. В декабре 1990-го было издано положение об акционерных обществах, где определялся порядок эмиссии акций, сертификатов, регламентировались условия и порядок выпуска и обращения опционов на акции и облигации. После того, как коммерческим банкам были разрешены любые виды операций с ценными бумагами и организована Московская центральная фондовая биржа, состоялось весьма значимое событие для современного фондового рынка — первая открытая подписка на акции, организованная банком «Менатеп». В этот период были разработаны современные стандарты: правила выпуска ценных бумаг, упорядочен процесс аккредитации и лицензирования инвестиционных специалистов и консультантов, брокеров и ивесткомпаний, разработан и внедрен порядок лицензирования инвестфондов. Далее в 1992 году в Москве открыт первый фондовый магазин «Антарес», работавший по принципу классического комиссионного магазина с ценными бумагами номинальной стоимостью менее 10 000 рублей, пользовавшийся большой популярностью у населения.
С 1992 мы были свидетелями массовой государственной эмиссии более чем 150 млн приватизационных чеков — ваучеров. Что касается предпочтений инвесторов того периода, то у частных лиц особым спросом пользовались ценные бумаги корпораций, у институциональных — государственные ценные бумаги. К сожалению, регулирующие рынок структуры не всегда успевали за отдельными «ноу-хау» на рынке ценных бумаг и не всегда могли эффективно контролировать бурно развивающуюся биржевую индустрию — появившиеся финансовые пирамиды и их крах до сих пор сказываются на отношении инвестора к индустрии в целом.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО), впервые выпущенные в 1993 году, являлись основной составляющей большинства портфелей инвестиционных фондов того времени. Облигации федерального займа (ОФЗ) впервые были выпущены в 1995 году и также пользовались большим спросом. Нормативные акты 1996 года еще больше способствовали улучшению инфраструктуры рынка ценных бумаг, начинавшей постепенно походить на западные. Именно в этом году России присвоен международный кредитный рейтинг, выданы лицензии первым управляющим компаниям ПИФов и депозитариям. На российском рынке появляются всем известные управляющие компании «Паллада Эссет Менеджмент», «Мономах», «Тройка Диалог» и другие, активно привлекающие средства всех слоев населения страны в фонды российских акций, облигаций, отдельных секторов экономики. Коммерческие банки активно включаются в борьбу за привлечения средств населения с концепцией Фондов банковского управления. Также интересы активных частных инвесторов уже успешно представляли брокерские и инвестиционные компании, выполняющие операции купли продажи финансовых инструментов от имени клиента.
Кризис 1998 года в очередной раз охладил стремление преумножать накопленный капитал, инвестируя, но уже к началу нулевых рынок постепенно восстанавливается, инвестиционные компании активно продвигают новые инструменты и стратегии, появляются новые каналы реализации инвестиционных продуктов. Начиная с 2005 года Citi, Deutsche Bank и Юниаструм Банк открывают российскому частному инвестору доступ к альтернативным инвестиционным стратегиям — структурированным продуктам с привязкой к курсам валют, сырьевым рынкам, иностранным акциям и мировым фондовым индексам.
Идея долгосрочного инвестирования, следование инвестиционной стратегии и общепринятым канонам диверсификации с трудом приживается на российском рынке. Понятия финансовой дисциплины и долгосрочного инвестирования до сих пор воспринимаются многими как причуды западного мира. И все же количество активных инвесторов растет (сегодня 11% населения так или иначе инвестируют — через биржу или через другие структуры, в 2011 году показатель достигал примерно 8%), все больше инвесторов принимают инвестиционные решения на основе риск профилирования, «пригодности» инвестиционных продуктов, долгосрочных целей и ребалансировки существующего инвестиционного портфеля в соответствии с постоянно меняющимся инвестклиматом. Инвестирование в России становится более доступным и понятным: удаленные каналы управления, индивидуальные инвестиционные счета, множество эффективных «коробочных» решений, обеспечивающих необходимую диверсификацию по классам активов и валютам. Постоянно совершенствуется законодательство, заметными игроками становятся family-офисы, банки развивают свою экспертизу и культуру ответственного отношения менеджеров к интересам инвесторов.
С развитием интернета изменилась и форма торговли ценными бумагами. Стали появляться первые электронные брокеры. В настоящее время электронным переводом можно пополнить брокерский счет и с мобильного телефона совершить сделку с ценными бумагами, в онлайн-режиме наблюдать за ходом торгов.