Российские власти пока не определились, как будут регулировать операции с криптовалютами. Стоит ли ориентироваться на пример, который подают Китай, Сингапур и Южная Корея?
Центробанк по-прежнему придерживается крайне осторожной позиции в вопросах регулирования рынка криптовалюты, несмотря на то, что Национальный расчетный депозитарий (НРД) Московской фондовой биржи работает над созданием инфраструктуры для торговли цифровыми валютами. 4 сентября ЦБ назвал доступ криптовалют на российский рынок «преждевременным». Центральный банк объясняет такую позицию высокими рисками обращения и использования цифровых валют.
«В силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Учитывая высокие риски обращения и использования криптовалют», — пояснили в пресс-службе регулятора.
Инициативы ведомств и последнее заявление Центробанка идут вразрез с интересом к криптовалютам в российском новостном поле, где большой резонанс вызвала встреча президента Владимира Путина с основателем Виталиком Бутериным, шаги и заявления ВЭБа, Сбербанка в направлении работы с криптовалютами и слова вице-премьера Юрия Трутнева о поддержке создания торговой платформы «Восход», финансируемой Фондом развития Дальнего Востока.
Биткойн вне закона: почему России стоит поторопиться с разрешением криптовалют
Единого мнения насчет регулирования криптовалют нет пока и на законодательном уровне: парламент запустит «серьезную» дискуссию на эту тему в сентябре и, как ожидается, примет соответствующий законопроект осенью. Первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил 6 сентября, что пока отсутствует законодательное определение криптовалюты и не определена роль Банка России в ее отношении. «Но скоро, я надеюсь, в ближайшее время, мы выйдем на законодательную площадку, и это дело будем серьезно обсуждать», — заключил чиновник. В Минфине ранее предложили квалифицировать криптовалюту как финансовый актив и разрешить торговать ею на бирже только квалифицированным инвесторам, говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.
В Кремле согласны, что правила обращения криптовалюты нужны, но подлежат обсуждению. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя предложение Минкомсвязи ввести налог на доходы физических лиц при всех операциях с криптовалютами, отметил, что это «новое явление в нашей жизни». В то же время президент Фонда информационной демократии Илья Массух говорил, что в России предлагается ввести запрет на установку майнинг-ферм в жилых помещениях, поскольку, по его словам, работа в квартире специальных устройств по «добыче» криптовалюты в несколько раз повышает потребление электроэнергии, а также приводит к заметному росту температуры, что может быть небезопасно для других жильцов дома. Он указывал, что соответствующий вопрос может быть поднят на очередном заседании рабочей группы при президенте России по развитию интернета, которое должно состояться в середине сентября.
Утечка эфира: как хакеры одним махом похитили криптовалюту на $32 млн
Биткоин — наш: как Россия стала одним из мировых центров криптокоммьюнити
Стремительный рост биткоина и зарубежный опыт
За последние 12 месяцев биткоин вырос более чем на 720%. Стремительный рост криптовалюты уже невозможно игнорировать и, понимая это, Банк России думает, как защитить участников рынка и инвесторов, которые могут потерять средства, инвестируя в цифровые деньги, пишет американский Forbes. Издание отмечает, что важной вехой в теме регулирования криптовалютного рынка стал арест в Костромской области трех граждан, которые использовали сотни банковских и SIM-карт, оформленных на родственников и знакомых, для операций с криптовалютами и «незаконного обналичивания» более 500 млн рублей. По мнению автора материала, сейчас российские власти балансируют между предотвращением отмывания средств и уходом от налогов при помощи цифровой валюты, с одной стороны, а с другой стороны, хотят показать, что они готовы поддерживать развитие биткоинов и аналогичных технологий в России.
Вопрос регулирования криптовалют остро стоит не только в России — внимание этой теме уделяют США (Комиссия по биржам и ценным бумагам США приравняла токены, выпускаемые в ходе ICO к ценным бумагам); Китай, запретивший любые ICO; Сингапур, передавший регулирование первичных выпуски токенов Денежно-кредитному управлению, и Южная Корея, которая также идет по пути ужесточения правил на этом рынке и при проведения ICO. Действия всех стран направлены на защиту потребителей и ликвидацию «серых зон» в этой области. «Сейчас весь мир занимается этим вопросом. Америка была самой первой, в 2014 году был принят закон в штате Нью-Йорк. Ситуация намного сложнее, чем может казаться нам со стороны. Видно, что криптовалюта и блокчейн никуда не уйдут. Государствам надо принимать шаги, чтобы этот рынок регулировать» — считает основатель DeCenter Евгений Гордеев.
Криптовалютный бум: стоит ли ожидать пузыря на рынке ICO?
Запрет — не приговор: криптосообщество оценило последствие блокировки ICO в Китае
Для рынка, по его словам, это означает многократный рост. «Как только ICO получат официальный статус, как только законопослушные компании смогут участвовать в нем лицензировано и официально, это в 10, 100, 1000 раз вырастет рынок, потому что подключатся пенсионные фонды, биржи, обменные банки, которая сейчас не хотят на себя привлечь лишнее внимание», — уверен собеседник Forbes.
Будущее криптовалют в России
Бывший вице-президент соцсети «ВКонтакте» и создатель блокчейн-платформы Blackmoon Crypto (собрала почти $10 млн на pre-ICO в сентябре) Илья Перекопский, отвечая на вопрос Forbes о перспективах регулирования криптовалют, выразил уверенность, что путь изоляции в этой сфере «грабли, на которых мы танцевали последние 100 лет». При этом по его мнению, России жизненно необходимо использовать один из немногих шансов построить действительно международный технологический и финансовый центр на базе возможностей, которые предоставляет технология блокчейн.
«Для России критически важно концентрировать экспертизу и команды именно внутри РФ. Для этого нам необходимо снять мотивацию команд уезжать из страны из-за (а) налогов, (б) отсутствия благоприятной крипто среды и регулирования и (в) валютного контроля при внешнеэкономической деятельности», — говорит он. Собеседник Forbes уверен, что стране нужно создать форму ведения деятельности, которая освободит компанию от начисления НДС при международных операциях в блокчейн и предоставит исключения из налога на прибыль в ходе внешнеэкономической деятельности в сфере блокчейн на фоне понятного и прозрачного крипторегулирования, а также обеспечит открытую и предсказуемую правоприменительную практику.
«России требуется новая форма ведения бизнеса, при которой компании, работающие на внешнем рынке по технологии блокчейн, будут иметь правила, отличные от базовых. При этом, если они что-то делают внутри страны, то для них применимы общие правила, действующие внутри страны. Так построено регулирование в Сингапуре, например», — поясняет Перекопский. При этом собеседник Forbes не верит, что в стране возможен запрет на ICO, подобный китайскому. «В целом, на высшем уровне криптовалюты и блокчейн вызывают живой интерес и поддержку. Но есть отдельные группы, которые пока противятся прогрессу и придерживаются консервативных взглядов», — рассуждает он.
Основатель блокчейн-платформы по управлению цифровыми золотыми активами GoldMint Дмитрий Плущевский разделяет эту позицию: «Китайский вариант развития событий маловероятен в России. Судя по заявлениям первых лиц государства, правительство видит перспективы для российской экономики в поддержке блокчейн-технологий и криптокоммьюнити». По его мнению, шаги российского правительства по регулированию криптовалют пока выглядят логичными и правильными: не регулировать новый рынок нельзя, но и полностью запрещать его было бы неверным решением.
Плущевский также поддерживает позицию Минфина о торговле криптовалютой только для квалифицированных инвесторов. «Это верный шаг, поскольку на таком волатильном рынке обычные граждане могут как заработать, так и потерять крупные суммы денег. Государство конечно же должно оберегать своих граждан. В 90-е в России был расцвет финансовых пирамид, и тогда миллионы вкладчиков были обмануты. Если рынок криптовалют не регулировать, ситуация может повториться», — опасается он.
Остановите бабушку: чем хороша идея Минфина ограничить продажу криптовалюты
Основатель блокчейн-платформы рассуждает, что в России для этих целей могут быть созданы открытые криптовалютные ПИФы по аналогии с традиционными открытыми ПИФами. «Они находятся под строгим надзором государства, поскольку такие фонды инвестируют деньги граждан, и торговать на них могут только квалифицированные инвесторы. В криптовалютный ПИФ точно также сможет прийти любой гражданин и купить криптовалютный пай, при этом риски для него будут намного ниже, чем сейчас», — объясняет он.
Государству также придется решать вопрос с майнерами. «Их можно лицензировать, первичное размещение криптовалюты на бирже обложить НДС, а дальнейший оборот криптовалют не облагать налогами. Задача майнера – легально продать валюту, поэтому для майнеров такой шаг не станет критичным», — уточняет собеседник Forbes, отмечая, что тем гражданам, у кого на руках уже есть криптовалюта, при таком сценарии придется либо добровольно идти в ПИФы, либо уходить с рынка (вероятно, реализуя криптовалюту за пределами страны).
«Следующим шагом со стороны правительства должна стать градация криптовалют по степени рисков. Сейчас криптовалют несколько сотен, а станет еще больше, и все они разные. Самая простая градация: финансовые токены, технические токены и стабильная криптовалюта, привязанная к коммодити (золото, нефть, вода и так далее). Первые — самые волатильные, последние — наименее подвержены перепадам курса (например, золото — один из самых стабильных активов)», — предлагает он. В целом, по мнению опрошенных экспертов, регулирование криптовалютного рынка лишь даст импульс в его развитии. «Возможно, деньги на ICO станет привлекать намного сложнее, зато количество скама сократится в разы. На рынке останутся профессиональные команды, которые предлагают действительно нужный и полезный продукт, который к тому же может принести прибыль инвесторам», — заключает Плущевский.