У Александра Твардовского есть замечательные строки: «Есть два разряда путешествий: / Один — пускаться с места в даль, / Другой — сидеть себе на месте, / Листать обратно календарь».
В экономической политике тоже есть два пути. Первый — определяем болевые точки, начинаем ломать голову, что с ними делать и кому доверить лечение, второй — вспоминаем об успехах и свой собственный успешный опыт применяем для решения оставшихся проблем. Конечно, второй подход противоречит нашей ментальности — по-человечески нам гораздо проще говорить о трудностях и слабостях, неудачах и обидах. К сожалению, это сказывается и в экономике.
Между тем у нас не так уж мало собственных успехов. Если сравнивать конец 90-х и нынешнее время, то мы просто совсем по-другому живем, и не только благодаря более дорогой нефти. Конечно, до процветания еще очень далеко, но колоссальный прорыв произошел — это точно, и совершили его мы сами.
Есть потрясающие достижения в сельском хозяйстве и в сравнении с провальными 1990-ми годами, и с поздним Советским Союзом, и даже с императорской Россией. Очевидны успехи в химической промышленности, металлургии, оборонке, топливно-энергетическом комплексе — это примерно треть нашей экономики.
Мы начали возрождение авиационной промышленности, судо- и двигателестроения, возникли признаки восстановления в станкостроении, производстве сельхозтехники. Произошло серьезное продвижение на пути замещения импорта собственной продукцией, хотя тут, конечно, нам сильно "помогла" система санкций.
В последние годы появилась устойчивая группа регионов-лидеров, где при любых губернаторах и кризисах растет промышленность и улучшается жизнь людей. Так, что бы ни происходило, а Белгородская и Калужская области, Татарстан всегда на коне. Кемеровской области удалось провести реструктуризацию угольной промышленности, хотя проблемы отрасли лет двадцать назад казались фатальными. Не могу здесь не упомянуть Воронежскую и Липецкую области, Хабаровский край.
Если сравнивать конец 90-х и нынешнее время, то мы просто совсем по-другому живем
Посмотрите, в центре Москвы теперь после всех испытаний можно гулять, такой же сдвиг происходит в Петербурге, в ряде других городов, власти которых всерьез взялись за благоустройство и создание комфортного пространства. Мы видим, что Сочи и Красная Поляна превратились в курорты европейского уровня, что Владивосток, где еще совсем недавно не было даже нормальной канализации, стал современным городом, из которого прекратился отток населения. В каждом регионе, даже самом депрессивном, есть свои точки роста, свой рукотворный успех.
Откуда он берется? Возьмем для примера сельское хозяйство. Там нет государства, только бизнес, причем никто ему никаких команд не давал — успех сотворил он сам, по естественной склонности к получению прибыли. Все произошло прямо как в учебнике по экономике: бизнесу не только никто не мешал, государство еще и создало нормальные условия для работы, включая доступность кредита. Резко поднялась эффективность сельского хозяйства, высвободив большое число рабочих рук — это важный "побочный" эффект, поскольку в стране дефицит рабочей силы, а на опыте современной Европы мы знаем, к каким последствиям приводит массовый привоз мигрантов.
В других отраслях возможно сотрудничество государства и бизнеса по модели государственно-частного партнерства. Это не долевое участие, это когда власть создает инфраструктуру, а частные компании вокруг нее развивают свой бизнес. Самый очевидный пример — мост в Крым через Керченский пролив.
Замечу, что один из самых успешных инвестиционных проектов в истории России — это Транссибирская магистраль. На столетия она явилась колоссальным вкладом в экономику, но Транссиб никогда не был коммерческим предприятием. При всей любви к эффективности, самоокупаемости государство не должно забывать об исключительной роли принципиальных инфраструктурных проектов. Их и сопряженные с ними риски власть обязана брать на себя. Да, мосты и современные дороги, высокоскоростной железнодорожный транспорт, комфортная городская среда стоят дорого, но без них экономика вперед не пойдет.
Критерием успеха должен быть реально полученный результат, а не рассуждения о новых технологиях, которые все сделают за нас
Итак, опыт показывает, что бизнесу советы не нужны, ему надо только обеспечить доступные кредиты в обмен на жесткие обязательства; лучше всего этот принцип воплощается в проектном финансировании. Кроме того надо не забывать, что если человеку платить хорошо, то он будет и работать отлично, иначе проблем с качеством, дисциплиной труда, внедрением новых технологий избежать не удастся. Наконец, когда государство не только говорит, но и делает, выполняет свои обязательства, то у людей и бизнеса возникает доверие — могучая созидательная сила в экономике.
За каждым примером успеха стоят не только инструменты, но и люди. Совсем недавно мы наблюдали масштабную ротацию в губернаторском корпусе, совершенно понятно, что такая же перетасовка кадров предстоит и в управлении экономикой.
У меня есть большие сомнения, что прыжки со скалы являются достаточной рекомендацией для назначения на высокие посты. Гораздо труднее пройти тест на несогласие с начальством и принятие ответственности за самостоятельное решение. Нужно брать успешных людей. Критерием успеха должен быть реально полученный результат, а не рассуждения о новых технологиях, которые все сделают за нас.