На позитивной ноте завершается 2017 год — экономика демонстрирует пусть небольшой, но рост, инфляция снизилась. Компании начинают интересные инвестпроекты. Сегодня на первый план выходят задачи качественного роста, который невозможен без повышения производительности труда и развития кадрового потенциала. В сентябре президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».
О ее реализации и о том, что программа будет распространена на строительство, сельское хозяйство, транспорт и социальный сектор, "Российской газете" рассказала помощник министра экономического развития Юлия Урожаева.
Юлия Валерьевна, кто войдет в программу в следующем году? Это самые продвинутые регионы и самые заинтересованные предприятия?
Юлия Урожаева: Пилотные регионы станут фундаментом приоритетной программы повышения производительности, в них мы будем отрабатывать основные инструменты. От результатов первых участников будет зависеть успешность всей программы. Это и почетно, и в то же время накладывает большую ответственность. Для нас важны заинтересованность управленческой команды, готовность предприятий включаться в программу — учиться, выделять людей. Вместе с региональными властями мы выбираем предприятия с высоким потенциалом роста производительности труда, которые заинтересованы в изменениях. Потенциал роста для нас — это разрыв между текущим уровнем производительности и потенциальным — таким, какой может быть достигнут без радикального обновления оборудования, за счет правильной организации логистики, склада, внедрения бережливых технологий, правильного позиционирования на рынке и так далее.
То есть акцент будет не на технологическом перевооружении?
Юлия Урожаева: Не совсем. В первую очередь программа рассчитана на то, чтобы помочь компаниям увеличивать выручку и добавленную стоимость в расчете на используемые ресурсы.
Этого можно достигнуть разными путями. Мы видим много примеров, когда компании только за счет более эффективной организации труда, выстраивания процессов, последовательной работы с потерями увеличивали производительность в два-три раза. Задача программы — передать лучшие практики в этой области, а на пилотных предприятиях — пройти процесс внедрения, показать разницу между "было" и "стало".
Перед многими предприятиями также стоит задача научиться более качественно анализировать рынки и инструменты продаж, научиться выходить на экспорт. То есть в первую очередь это управленческие компетенции, маркетинг, умение выстраивать стратегию продаж.
Программа напрямую затронет главным образом менеджмент или также среднее звено, рядовых сотрудников?
Юлия Урожаева: Во-первых, переобучение, внедрение культуры производительности предполагается от рядового работника до офиса генерального директора. Во-вторых, перераспределение процессов может затронуть любого работника. Например, консолидация бэк-офисных функций в едином подразделении может позволить перевести часть сотрудников на контроль качества, что потребует переобучения, которое будет предоставлено в рамках программы.
Пилотные регионы станут фундаментом приоритетной программы повышения производительности
Будут ли во всем этом заинтересованы сотрудники?
Юлия Урожаева: По опыту предприятий, где такие программы реализовывались, мы видим, что они приводят к пропорциональному повышению зарплат. Содержательное наполнение работы тоже увеличивается — для амбициозных и талантливых сотрудников это возможность проявить себя, найти новые резервы. Более того, это постепенное создание новой культуры — когда важно любое мнение и каждый является соучастником трудового процесса.
Кто проводит аудит предприятий?
Юлия Урожаева: На первом этапе нам помогает "Росатом", у которого одна из лучших производственных систем в России. Он выделил несколько команд экспертов. Дальше это будут делать эксперты Федерального и региональных центров компетенций, которые будут созданы в рамках программы. Но аудит — это только малая часть программы трансформации. На основе пилотных предприятий в каждом регионе-участнике мы создаем две-три образцовые площадки, куда можно приехать, чтобы перенять опыт, увидеть, как происходят изменения.
Мы планируем очень быстро создавать региональные поколения экспертов, которые потом будут помогать распространять программу на другие предприятия. Если угодно, фактически речь идет о создании новой профессии — специалистов по производительности труда.
Миссия Федерального центра компетенций помимо методологической и консультационной поддержки заключается в развитии конкурентоспособности и прибыльности российских предприятий, в том числе за счет распространения знаний в области производительности труда. Для этого совместно с Внешэкономбанком создана IT-платформа управленческих и технологических компетенций. Она обеспечит возможность бенчмаркинга, доступ к большой базе знаний и кейсов успешных трансформаций, к обучению, экспертным консультациям и господдержке.
На какие льготы можно будет претендовать?
Юлия Урожаева: Мы работаем над целым комплексом мер поддержки. Это и включение повышения производительности в условия уже работающих программ институтов развития, и выделение специальных займов под льготный процент и на долгие сроки, как в случае с Фондом развития промышленности.
Сейчас в программу отбираются только предприятия обрабатывающей промышленности. На какие отрасли она может быть распространена?
Юлия Урожаева: В будущем мы планируем идти в строительство, где производительность не росла последние 40 лет, в сельское хозяйство, где наше отставание особенно сильное, в транспорт, в социальный сектор.