Понятно, что предложение депутатов ограничить рост цен на продукты вызвано благими побуждениями. Однако мы помним, чем вымощена дорога в ад. Логика у депутатов логика проста: лимоны, имбирь, чеснок резко подорожали, значит, необходимо госрегулирование цен. Вот как, оказывается, очень просто можно решить проблему. Уверены, что это есть правильное решение? Я совсем не уверен.
Кстати, буквально на днях правительство уже ввело госрегулирование цен на медицинские маски. Соответствующее постановление от 3 апреля 2020 года №431 касается распространения респираторов, масок, марли, медицинских перчаток и комплектов медицинской защиты. Вводится предельная наценка для розничной торговли на продажу этих изделий. Наценка эта не должна превышать 10 копеек (?!) за единицу товара. Определено и то, что для каждого этапа «товаропроводящей цепи» наценка не может превышать 10%. Ну а федеральным оператором всей этой истории назначена корпорация «Росхимзащита».
Ничему нас история не учит. И сегодня в той же Москве медицинские маски купить непросто, а уж будет-то… Ведь главная проблема с масками даже не в том, что они подорожали, а в том, что их вообще трудно найти. Теперь ввели еще и госрегулирование цен. И все это происходит в критический период, когда чрезвычайно важно, чтобы не было товарного дефицита.
Теперь замахнулись на продовольствие.
Возникает два вопроса к депутатам — инициаторам введения госрегулирования цен на продукты питания. Первый вопрос: известно ли депутатам, что госрегулирование цен с большой долей вероятности приведет к дефициту товаров?
Объясню, почему так произойдет, и извините за банальности. Когда из благих побуждений начинают регулировать цены, уменьшая, естественно, величину торговой наценки, то продавать эти товары становится невыгодно. Да и производители не стремятся выпускать эти товары, понимая, что могут начаться проблемы со сбытом. Лучшее доказательство — опыт советской плановой экономики, когда именно госрегулирование цен являлось ключевой причиной тотального товарного дефицита.
Второй вопрос: известно ли депутатам, предлагающим ввести госрегулирование цен на продукты питания, что сегодня уже существуют механизмы сдерживания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров? Складывается такое впечатление, что депутаты просто не в курсе этого.
Тогда напомню, что постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года №530 были утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В перечень этих товаров включены: говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной и ржано-пшеничный и пр. Ну да, там нет имбиря, лимонов и чеснока, рост цен на которые вызвал возмущение депутатов. Но там есть действительно все товары первой необходимости.
Мы знаем, почему вдруг взлетели цены на имбирь: потому что он якобы спасает от коронавируса. А завтра распространится слух, что какие-нибудь семечки от этого спасают, и цены на них тоже взлетят. Цены на семечки тоже будем регулировать?
Судя по тому, что предложения от депутатов–единороссов регулировать цены на продукты прозвучало, я сильно сомневаюсь, что они в курсе уже существующих у государства возможностей регулировать цены на продовольственном рынке.
Существующий порядок достаточно прост. Он заключается в следующем. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости устанавливаются правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более.
Поэтому если действительно будет необходимость подрегулировать цены на социально значимые продовольственные товары, все возможности сегодня есть, не надо ничего придумывать.
Депутаты, предложившие ввести регулирования цен на продукты питания, не только продемонстрировали собственную недостаточную осведомленность об уже имеющихся сегодня соответствующих возможностях. Продемонстрировали они еще и, скажем так, недопонимание текущего момента.
Сегодня экономика страны стремительно вошла в «коронавирусный» кризис. А тут еще и мировые цены на нефть обвалились, что для России по-прежнему очень и очень чувствительно. Люди сидят на карантине, многие остались без доходов, неопределенность будущего запредельная. И вот в такой момент, представьте себе, могут еще и продовольственные товары оказаться в дефиците из-за того, что кому-то захотелось ввести госрегулирование цен на них.
Но ведь это просто прямой путь к созданию социально взрывоопасной ситуации.
Депутаты, конечно, знают, что идея госрегулирования цен на продукты питания имеет шансы найти поддержку у немалого числа людей. Да, такая вот ситуация: сколько лет прошло с эпохи тотального госрегулирования и пустых прилавков, а идея жива. Это, думается, и объясняет, почему сегодня рождаются подобные предложения. Только в такие критические моменты, как пандемия коронавируса, представители власти должны значительно более ответственно подходить к выработке решений. Пандемия — совсем не подходящее время, чтобы с помощью сомнительных инициатив пытаться получать какие-то электоральные дивиденды.
https://www.forbes.ru/biznes/397669-nazad-k-pustym-prilavkam-chem-opasna-iniciativa-edinoy-rossii-vvesti-gosregulirovanie