Новый уклад жизни и экономики, который придет на смену прежнему после окончания пандемии, откроет совершенно новые возможности для жизни и даже процветания. Значительная часть вчерашних работников смогут получать базовый доход, а главным методическим пособием для бизнесменов станут русские народные сказки. Ведь именно смекалка, так часто приходившая на помощь Иван-царевичу и другим былинным героям, скоро станет едва ли не важнейшим фактором производства. Какие еще новые реальности готовит нам уже буквально завтрашний день, «РГ» рассказал директор центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.
Александр Александрович, классическая экономическая теория предлагает четыре фактора производства: труд, земля, капитал и предпринимательство. Что изменится в этом наборе в ближайшем будущем?
Александр Чулок: Изменится и набор факторов производства, и их содержание. Традиционный квартет дополнит технология. Этот фактор экономисты начали выделять еще в 60-х годах, а в 2018 Пол Ромер получил нобелевскую премию за учет технологических инноваций в экономическом росте. Мы уже прошли периоды нано- и биотехнологий, когда люди были готовы вкладывать деньги в любые проекты, в названии которых есть эти слова. Потом были биткоины, искусственный интеллект. Сейчас, вероятно, будет небольшое затишье — в нынешних условиях инвесторы становятся более рациональными и расходовать будут, трижды обдумав с опорой на серьезную доказательную базу. И тут выстрелят именно те технологии, которые обеспечат эффективное будущее всей экономики. Это будет очень важный момент, который нельзя никак пропустить. Причем у России в этом смысле есть огромное конкурентное преимущество перед другими странами.
Какое же?
Александр Чулок: Смекалка! Способность наших людей к нестандартным решениям, умение заметить такую возможность, которую никто не увидит. У нас всегда было много «левшей». Именно они сейчас могут идентифицировать и внедрить самые нужные и перспективные технологии. Такие люди у нас всегда были. Они самородки, их очень мало, они обладают свойствами, которым нельзя научиться, только развить. И в этом смысле очень большой вызов и для системы образования, и для общества, и для власти состоит в том, чтобы выявить таких людей, по достоинству оценить их, помочь, а потом организовать масштабирование их опыта. Чтобы подковами цокала не одна блоха, а столько, сколько надо будет.
Смекалка и предпринимательство — не одно и то же?
Александр Чулок: Скорее, это одна из его граней, которая сейчас выйдет на первый план. Вообще все традиционные факторы производства сейчас будут проходить фундаментальную трансформацию. От того, насколько точно и четко мы ее осознаем, зависят многие будущие успехи и неудачи. Взять тот же капитал. Сейчас, судя по всему, будет очень непросто получить длинные деньги под небольшой процент. Ценность этого фактора заметно возрастет и надо быстро осваивать методы использования коротких денег для реализации больших проектов. Или фактор «земли». Россия справедливо гордится своими просторами и богатыми недрами. Но их ценность в смысле конкурентоспособности со временем будет только сокращаться. Будущее за роботизированными вертикальными фермами, для которых больших площадей не требуется. Современные урбанисты уже закладывают такие проекты в планы новых городов. Мы проводили исследование со множеством экспертов АПК и смежных отраслей. Выяснилось: уже на горизонте 7-10 лет традиционное сельское хозяйство будет имеет смысл разве что в плане привлечения туристов. А для дела нужны роботы, цифровизация, тот же искусственный интеллект, обрабатывающий большие данные, поступающие от земли, растений, животных. Сельское хозяйство может стать одной из самых технологичных отраслей. Помните, как в учебнике истории, когда интенсивное сельское хозяйство пришло на смену экстенсивному? Теперь пришло время суперинтенсивного агропрома.
Но ведь все это может случиться только с помощью человеческого труда?
Александр Чулок: Сейчас будут одновременно развиваться два разнонаправленных тренда. В ближайшее время мы увидим большой спрос на ручной труд. По данным Международной организации труда, в мире из-за пандемии без работы могут оказаться больше полутора миллиардов человек. На самом деле, наверное, значительно меньше, но все равно появятся свободные руки, готовые вкалывать за небольшие деньги. И в этот момент активно внедрять робототехнику, оставляя голодных людей без работы, наверное, нецелесообразно как минимум с социальной точки зрения. Но чуть позже, через 2-3 года, когда острый период пройдет, все рутинные операции доверят машинам. Просто потому, что они лучше справляются, практически отсутствует брак в работе. Все решит высокая эффективность. Конечно, робот не сможет работать сам по себе. Но профиль занятости изменится. Смотрите, уже сейчас есть успешные практики внедрения телемедицины. Рядом с пациентом, которого лечит профессор, находящейся где-то в клинике за сотни километров, все равно должен быть медик, способный выполнить необходимые процедуры. Но это не земский врач-универсал времени Чехова. Его труд не менее важен, но функционал намного более утилитарный. Да, серьезные операции еще долго вряд ли будут проводить дистанционно. Но медицина уже меняется благодаря цифровизации. Дроны летают над трубопроводами и полями, проводят мониторинг работы и безопасности. Логистика — будь то работа на складах или доставка товаров между городами — тоже постепенно переходит на цифровые технологии. Даже в образовании, оказалось, с помощью онлайн-технологий можно внедрить совершенно новые формы и типы занятий. Само собой, искусственный интеллект берет на себя значительную часть обязанностей в области контроля и безопасности. Характер человеческого труда изменяется. И трудовых ресурсов в скором времени может оказаться слишком много для потребностей экономики.
И что прикажете делать с лишними людьми?
Александр Чулок: Люди лишними не бывают. Человек, освобожденный от рутинной работы, может дать обществу очень много. Российская классическая литература до сих пор остается мировым трендмейкером. А ведь большинство поэтов и писателей были освобождены от необходимости ежедневного труда для пропитания. Важно сделать так, чтобы бездеятельность высвобожденных трудовых ресурсов тоже была плодотворной.
И тут может прийти на помощь безусловный базовый доход. В России его могут внедрить уже в самое ближайшее время. В наиболее пострадавших от пандемии отраслях было занято много людей и вряд ли всем из них удастся найти новое применение в обозримом будущем. Но тут надо действовать очень осторожно, привлечь науку, понять направления расходов. Мир уже пытался найти комфортный способ для применения безусловного базового дохода. Не успел. Теперь придется его внедрять с ходу. И надо все сделать так, чтобы была возможность каждому человеку использовать свой потенциал, не опасаясь остаться голодным в случае неудачи. Раздача денег — тоже ведь институт. Но, с другой стороны, людям нужна еда и одежда, купюры и банковские карточки к обеду не подашь и на себя их не наденешь. Возможно, имеет смысл продумать какой-то немонетарный формат базового дохода.
Очень красивая теория. Но вспоминается рефрен из песни Слепакова: «Что будет, если нет?»
Александр Чулок: Мы говорим о глобальных трендах. Их главная особенность в том, что они наступают вне зависимости от воли или желания человека. Просто можно быть к ним готовым. Или они застанут врасплох. Мир перешел на иную траекторию развития. Мы должны это понимать и сделать все, чтобы нам в этих новых условиях было как можно более комфортно. Сейчас будут переформатироваться цепочки создания добавленной стоимости. Это очень важный момент. Самое время воспользоваться той самой смекалкой, о которой мы говорили вначале, чтобы вписаться в эти процессы, застолбить себе в них удобное и хлебное место. Тогда у нас появятся ресурсы, возможности для маневра. Но чтобы все это реализовать, надо сейчас сделать самое главное: не пропустить новые возможности, какими бы неочевидными и нетривиальными они ни были. Обнаружить некоторые из них сможет только такой же наблюдательный, умный и не признающий шаблонов человек, как наш национальный герой Иванушка и Федот Стрелец. Перечитайте сказки и присмотритесь к тем, кто ищет какие-то особые пути в жизни. Сейчас будущее за такими людьми.
Экономика Работа Занятость