За 9 лет в два раза выросло количество увольнений сотрудников из-за комментариев в соцсетях. Если в 2011 году за это лишились работы 5% работников, то в этом уже 10%, следует из опроса сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob.
Оказалось, что в каждой десятой компании случались увольнения сотрудников из-за того, что те разместили неподобающий пост. А в каждой четвертой компании были случаи отказа кандидату в трудоустройстве из-за публикаций в социальных сетях. Примечательно, что в каждой второй компании не следят за активностью своих сотрудников в соцсетях. Но вот когда речь идет о трудоустройстве, то большинство работодателей все же просматривают профили потенциальных соискателей. Это делают в 56% компаний. 44% работодателей пока не интересно, что пишут будущие сотрудники в своих аккаунтах.
Отслеживание социальной активности в соцсетях своих сотрудников — мировой тренд. А министерства и ведомства могут разработать и индивидуальный кодекс поведения своих сотрудников. Ведь чиновники — тоже люди. Периодически у них сдают нервы и они начинают писать в своих аккаунтах все, что на душе накопилось. Такие минуты слабости, как правило, потом превращаются в не самые приятные часы в жизни. Так, например, летом сотрудница пресс-службы минздрава Астраханской области в Facebook прокомментировала пост о сборе денег для тяжелобольной девушки. Она написала, что необходимые для лечения одного человека 30 млн рублей — слишком большая сумма и ее могло бы хватить на жилье для 12 семей в Астрахани. На следующий день сотрудница в пресс-службе уже не работала.
Но если пристальный контроль за публичными высказываниями чиновников понять можно, то зачем работодателям из частного бизнеса следить за тем, что пишут их сотрудники? «Цифровой след стал важной и неотъемлемой частью нашей профессиональной и личной репутации, — говорит вице-президент коммуникационной компании «КРОС» Ксения Трифонова. — Мир, в котором мы живем, прозрачен и полностью пронизан каналами коммуникаций. Для компании публичное поведение сотрудников — источник дополнительных коммуникационных и репутационных рисков. В этой теме всегда возникает трудная развилка: с одной стороны, в компаниях работают люди, у них свои слабости и увлечения, а с другой стороны, компании покупают профессионализм и определенный функционал этих людей и не хотят иметь ничего общего публично с личной стороной жизни».
Впрочем, как считает Трифонова, при увольнении за пост в соцсети почти невозможно доказать материальный ущерб, нанесенный сотрудником, скорее такие увольнения происходят «на всякий случай» и в показательных целях — чтобы сохранять управляемость публичного образа компании. А профессор Института госслужбы и управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы Любовь Храпылина отмечает, что отдельной статьи за проступки в соцсетях в Трудовом кодексе, конечно же, нет. Этика поведения и ответственность за ее нарушение может быть прописана в локальных документах, принятых в компании.
Слова работе не мешают Текст: Владислав Куликов В Трудовом кодексе предусмотрен закрытый перечень оснований для расторжения трудового договора с сотрудником, и работодатели не вправе его расширять по своему желанию, заявила «РГ» член Ассоциации юристов России Елена Крылова.
«В Трудовом кодексе РФ нет оснований увольнения работника за пост в социальных сетях, внешний вид или политические взгляды», — подчеркнула она.
Правда, как обращают внимание другие юристы, уволить человека можно за какие-то нарушения трудового договора. Так что теоретически работодатели могут прописать какие-то особые требования, мол, яркое не надевать, в Сети лишнего не болтать, в трудовом договоре. Однако требования не должны противоречить закону.
«Конституция РФ и Трудовой кодекс запрещают дискриминацию в сфере труда, — поясняет Елена Крылова. — Согласно статье 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника…»
Правда, в отдельных сферах установлены специальные требования к моральному облику сотрудников. Например, должны соблюдать профессиональные этические правила, в том числе при публикациях в соцсетях, судьи, полицейские, нотариусы и т.п. Трудовой кодекс разрешает уволить за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, учителя или другого сотрудника, выполняющего воспитательные функции. Так что увольнение педагога за какой-то неэтичный пост будет совершенно законным. Но тут весь вопрос в том, что считать неэтичным?
В Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России выдвинули идею разработать правила информационной культуры. В них в том числе должны быть прописаны правила поведения в соцсетях, как разграничить личное и служебное. Тогда будет легче разбирать в том числе трудовые споры по увольнениям за публикации.
Мнения Текст: Владимир Емельяненко , Елена Новоселова , Елена Яковлева
С точки зрения психолога, думающего о расширении представлений
Ольга Маховская, психолог:
— Соцсети — это место неформальной жизни и неформальных высказываний. Мои коллеги, например, позволяют себе в «Фейсбуке» какую-то профессиональную «экстремальность». И по идее это все не должно контролироваться корпоративной этикой. Но ответственность за слово остается в любом случае. Как и ответственность за поступок.
Но и здесь все сложно. Если человека взяли в какую-то компанию за мастерство, то и выгонять его надо за потерю оного, а не за скандалы. Людям формально-корпоративных решений надо учитывать и то, что сегодня критика и хула в соцсетях приносят критикуемому иногда большие очки популярности, чем хвала.
Если все-таки соцсети — это для нас территория свободы, то мы должны помнить, что талантливые люди и глубокие профессионалы своими свободными высказываниями расширяют рамки наших представлений. Сегодня, в пандемию, особенно важно, чтобы не только блюлась корпоративная этика, но и проговаривались новые впечатления и страхи. Именно в соцсетях мы ловим первый резонанс, обкатываем свои мысли. Поэтому здесь нужна и некая экстремальность, чтобы люди, в большинстве своем склонные держаться за все привычное, смогли отказаться от стереотипов, что-то расшевелить в себе, заставить себя думать по-другому. Запрос на инновацию тоже ведь никуда не делся. Она не менее важна, чем рамки приличия.
С точки зрения психолога, думающего о взвешенности
Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор:
— Есть четкий регулятор того, стоит или нет в социальных сетях делать ту или иную дневниковую запись или размещать фото. Все то же самое, что вы пишете за глаза в Сети, скажете в глаза визави? Или в таком виде, как на фото, предстанете перед публикой? Хватит вам сил, аргументов и воли не жалеть о сделанном? Не уверены? Значит, вами руководит плохой советчик — эмоции. Даже если они позитивные. А уж если внутренний голос кричит: «Не надо!», а вы поддались эмоциональному всплеску, ждите последствий.
Не надо выплескивать эмоцию в Сеть, даже в попытке самолечения. Как быть? Остыть, даже от радости. Поделиться с близкими. Написать письмо себе, наконец…
Вольности только для узкого круга Текст: Вячеслав Прокофьев (Париж)
Франция
Четко сформулированных законов, которые бы регулировали во Франции посты сотрудников предприятий в соцсетях, пока нет. Условия и ограничения, как правило, прописываются в трудовых соглашениях и считаются обязательными для поступающих на работу. Решения принимаются индивидуально, часто после интенсивных разбирательств.
Взять хотя бы скандальный случай с двумя сотрудниками местной довольно популярной фирмы по пошиву нижнего белья (женского и мужского). Эти молодые ребята устроили вечеринку на африканскую тему. Накрасили лица ваксой и всячески изображали дикарей, время от времени отпуская сомнительные высказывания по поводу народонаселения Черного континента. Не мудрствуя лукаво, весельчаки выложили видео в Instagram. Реакция по нынешним политкорректным временам была однозначной: со всех сторон на парней посыпались обвинения в расизме. Руководство фирмы пришло в ужас, ибо также оказалось под огнем нелицеприятной критики. Мол, распустили своих работников.
Парням направили письма об увольнении, а объяснения адвокатов о том, что эта выходка никакого отношения к фирме не имеет, были отвергнуты. На каком основании? Да на том, что крамольное видео «нанесло ущерб имиджу» фирмы, а также нарушило ее «нормальное функционирование». И действительно, дело дошло до того, что в соцсетях появился хештег с призывом бойкотировать продукцию фирмы.
Другое дело, если бы видео было предназначено для строго ограниченного круга лиц и не растеклось бы по сети, — у ребят был бы шанс избежать наказания.
А вот сотрудницу другой компании выставили на улицу без выходного пособия за непозволительную вольность в Facebook. Она опубликовала на своей странице фотографии новой коллекции товаров, которые изначально предназначались только для агентов коммерческой сети. Тем самым нарушила контрактные обязательства о неразглашении конфиденциальной информации, за что и была сурово наказана.
Трудовая юстиция Текст: Иван Карташов (Бразилиа)
Бразилия
Трудовое законодательство в Бразилии считается одним из самых жестких в мире. Споры между работодателем и сотрудниками рассматриваются специальными судами.
В местном трудовом кодексе содержатся «уважительные причины», в соответствии с которыми компания имеет право уволить сотрудника без каких-либо компенсаций. «С приходом соцсетей жизнь бразильцев стала более публичной. В новых условиях высказывание своего мнения имеет куда более широкий охват, чем это было раньше, — рассказал «РГ» практикующий юрист и преподаватель права Леонардо Фонсека. — Публикация комментариев, разжигающих ненависть по каким бы то ни было мотивам, будь то политические, религиозные или этнические, подпадает под указанные в законе уважительные причины».
«Около двух лет назад в южном бразильском штате Санта-Катарина имел место случай, когда сотрудник одной из местных компаний опубликовал в социальной сети оскорбительный комментарий в адрес своих коллег. Компания уволила его по «уважительной причине», так как его действия были направлены против чести и достоинства ее сотрудников», — привел пример юрист.
Экономика Работа Занятость