Идея перехода на четырехдневную рабочую неделю в повестке общественного обсуждения уже не первый год. В эпоху пандемии усилился тренд на более гибкие подходы к организации труда и в России. В законодательстве уже закрепляются такие понятия, как удаленный труд, онлайн-труд и т.д.
Согласно свежему исследованию, проведенному по заказу РИА Новости во всех регионах России, 78% опрошенных положительно относятся к сокращению рабочих дней до четырех в неделю. Пока идут дискуссии о возможных локальных экспериментах в этой области, в стране уже накопился практический опыт. Крупнейший работодатель Калининградской области — автопроизводитель «Автотор» — применяет «четырехдневку» на своих предприятиях уже 15 лет.
Четырехдневная рабочая неделя была внедрена для специалистов, которые трудятся на конвейере. Режим «равнодневки» предусматривает два рабочих и затем два выходных дня. Часть производственников работают в режиме «трехсменки», который предусматривает три выходных в неделю.
— При такой системе недельный объем работы выполняется быстрее, при этом уровень зарплаты работников не снижается. Общее же количество рабочих часов в неделю соответствует нормам Трудового кодекса РФ, — поясняет директор по персоналу предприятий «Автотор» Олег Ширкин. — Рабочий на конвейере выполняет одинаковые операции с учетом установленного такта производства. Это большая физическая и эмоциональная нагрузка. Режим «равнодневки» позволяет соблюсти необходимый баланс между работой и отдыхом для эффективного восстановления работоспособности. Наши работники такую систему одобряют, считают ее удобной. Большой плюс, особенно в эпоху пандемии — возможность использовать дополнительный выходной для укрепления здоровья. Немаловажна и экономия на транспортных расходах. Переход на «четырехдневку» предполагает создание эффективной системы организации труда и повышение уровня производительности.
Эта задача на «Автоторе» решается системой комплексных мер и заложена в основу процесса организации производства. Здесь учтено все: совершенствование навыков персонала, анализ распределения операций и их оптимизация, оснащение рабочих постов электронным инструментом, автоматизация процессов. Недавний пример: комплексная модернизация окрасочного производства на заводе, включая установку усовершенствованного роботизированного комплекса, позволила увеличить производительность труда на 20%.
Это большие инвестиции — речь о сотнях миллионов рублей. В руководстве «Автотора» уверены, что затраты оправданы. Мотивация на повышение эффективности здесь заложена и в системе оплаты труда — работники имеют возможность увеличить свой заработок за счет высокой производительности.
— По мере развития технологий для производства общественного продукта требуется все меньше человеческого труда, — считает вице-президент общероссийского профсоюзного объединения «Конфедерация труда России» Олег Шеин. — Сто с небольшим лет назад в России был совершен переход к 8-часовому рабочему дню. И на Западе тоже, а затем в значительной части стран Востока и Юга. И как-то глобальная экономика не развалилась. Напротив, снизилась безработица, повысились зарплата и покупательная способность, расширился рынок сбыта, то есть экономика обрела дополнительные ресурсы для роста.
Экономика Работа Занятость