Раньше для расчета переработок работодатель использовал оклад или тарифную ставку, а теперь обязан учитывать и остальные выплаты. Опрошенные Business FM представители различных компаний сообщили, что в их организациях применяются другие методы расчета компенсации сотрудникам сверхурочных
Оплату переработок в России будут считать по-новому: с 1 сентября в силу вступили поправки к Трудовому кодексу. Если раньше для расчета оплаты переработок работодатель мог использовать только оклад или тарифную ставку, то теперь он будет обязан учитывать и все остальные выплаты. Как пишут «Ведомости», в России зачастую оклад составляет не больше 10-25% от зарплаты. И это влияло на сверхурочные — они составляли меньше фактической оплаты труда в основное время работы.
Business FM поговорила с представителями бизнеса о том, как это повлияет на их компании:
Гендиректор инжинирингового холдинга в области переработки полимеров «Адитим» Георгий Солдатов:
«Когда люди выходят сверхурочно, с учетом того, что у нас кризис, связанный с рабочими профессиями сейчас уже давно, мы, чтобы не ссориться с работниками, не вызывать напряжение, когда необходимо было делать какие-то дополнительные работы, так или иначе договаривались, находили возможность. Если ты хочешь, чтобы сотрудники воспринимали работодателя несколько больше, чтобы они тем не менее оставались на работе, текучка не росла, то мы вынуждены были с работниками договариваться всегда на тот уровень, который с точки зрения выполнения дополнительной работы будет справедливым. Поэтому это на нас не сильно повлияет, потому что за какие-то переработки существенные в основном мы платили даже больше, договаривались на дополнительные премии или еще что-то. Есть предприятия государственного сектора, которые строго действуют по букве закона, вот у них будет какой-то из-за сверхурочных увеличенный расход бюджета. Я в том, что сейчас принято, не вижу сложностей и головной боли для коммерческого сегмента».
Гендиректор группы компаний по цифровизаци в области строительства «Техзор» Андрей Бородкин:
— У нас в IT-сфере сильно плавающий график у сотрудников, поэтому одну неделю они могут перерабатывать, а какую-то неделю больше отдыхать. Поэтому никаких изменений в связи с поправками у нас в организации не будет. Мы и раньше сверхурочные как таковые не выплачивали, только премировали, если видим, что человек хорошо работает. Стараемся действовать по справедливости: если видим, что человек целый месяц очень много работал и переработал, мы фиксируем это премией, а если он одну неделю очень много работает а вторую отдыхает, тогда считаем, что справедливо и так.
— То есть у вас компании вообще не существует такого понятия, как сверхурочные?
— У нас есть такое понятие, как если руководитель ушел в отпуск и его заменяет сотрудник, тогда сотруднику платится за то, что он выполняет полномочия руководителя. Мы просто фиксируем процент от заработной платы, делаем надбавку. Переработки же необходимо фиксировать, то есть сколько сотрудник перевыполнил, это все не так просто, к тому же это нужно документально подтверждать. В IT-сфере это сделать очень сложно.
Директор компании по разработке и производству современных отопительных систем «ПСО-Проджект» Игорь Панасюк:
«У нас есть тарифы за каждую работу, которую выполняет сотрудник. Когда он ее выполнил, идет начисление. Оклад он получает при любом раскладе, а премию — исходя из того, что наработал. Все это понятно и прозрачно для всех. Сверхурочные как таковые у нас бывают очень редко, но человек может выполнить чуть больше, задержаться, и, соответственно, он тогда выполняет больше работы, он каждый день сдает квиток, на котором написано, сколько он выполнил. Потом начальник производства это тарифицирует и в конце месяца показывает, какой размер премии он получит. Сотрудники сверяются со своими данными, плюс ко всему есть нестандартные работы, когда есть срочный крупный заказ, по которому тарифы еще выше, чем стандартные, мы человека освобождаем от стандартной работы и он выполняет этот заказ по более высоким тарифам. Я не думаю, что эти поправки повлияют. Наш нюанс таков: человек выполняет те нормативы, которые мы закладываем, не менее чем за смену. Мы не можем даже убедить сотрудников, чтобы они работали нормальный восьмичасовой день. У нас вместе с обедом получается шесть с небольшим часов, и сотрудники начинают уходить».
Как отмечают «Ведомости», законопроект об оплате сверхурочных разработали после решения Конституционного суда по жалобе сторожа в Кемеровской области.