Снижение курса фунта привело к тому, что в Великобритании растут розничные продажи. Одновременно растет и потребительская задолженность по кредитным картам, что, однако, не очень радует крупнейшие банки, европейские штаб-квартиры которых расположены в Лондоне.
На прошлой неделе британское Управление национальной статистики сообщило, что по итогам февраля розничные продажи в стране выросли на 1,4% по сравнению с январем и на 3,7% по сравнению с февралем прошлого года. Февральский отскок розничных продаж произошел после относительного снижения в декабре—январе. При этом в октябре 2016 года розничные продажи в Великобритании побили 15-летний максимум.
С конца июня прошлого года, когда в Великобритании в ходе референдума победили сторонники выхода из ЕС, британский фунт подешевел к доллару на 14,3%, а к евро — на 9%. Подешевевший фунт привлек в страну больше туристов, от чего выиграли многие британские розничные сети. В январе британский производитель товаров класса «премиум» Burberry сообщил, что за последний квартал его финансового года его продажи в Великобритании подскочили на 40%. Компания объяснила это «ростом спроса как со стороны иностранных туристов из всех регионов мира, так и спросом со стороны местных потребителей». По данным The Guardian, ссылающейся на подсчеты компании Worldpay, в период рождественских распродаж только иностранные туристы потратили в Великобритании на покупку одежды и аксессуаров более £725 млн, что на 22%, или £130 млн, больше, чем годом ранее.
Подъем розничных продаж в Великобритании привлек внимание и зарубежных ритейлеров. На текущей неделе шведская H&M заявила о запуске нового бренда одежды Arket. Первый флагманский магазин этой марки будет открыт в начале осени в Лондоне и только потом — в некоторых других европейских городах: Брюсселе, Мюнхене и Копенгагене.
На фоне роста розничных продаж в Великобритании отмечается другая тенденция — рост потребительской задолженности. На текущей неделе Банк Англии сообщил, что по итогам февраля совокупная задолженность по кредитным картам выросла на £600 млн — на 9,3% больше, чем в феврале прошлого года. Месяцем ранее задолженность выросла на 8,6%. Банк Англии предупредил, что долги граждан по кредитным картам растут самыми быстрыми темпами за последние 11 лет и уже достигли £67,3 млрд. Впрочем, более активные траты британцев и рост их кредитной задолженности не вызывают большого энтузиазма у банков, работающих в стране. Финансисты давно опасаются, что в переходный период «Брексит» вызовет неразбериху в правовом и налоговом режимах, что ударит по их бизнесу. В начале января генеральный директор Лондонской фондовой биржи (LSE) Ксавье Роле заявил, что из-за «Брексита» финансовый сектор Великобритании может потерять около 232 тыс. рабочих мест.
Кроме того, глава LSE опасается, что выход страны из ЕС может привести к росту нестабильности на финансовых рынках. Таким образом, топ-менеджер более чем вдвое повысил свою оценку негативного воздействия «Брексита» на финансовый рынок Великобритании — в сентябре прошлого года он говорил о риске для 100 тыс. рабочих мест. Озабоченность главы LSE разделяет и глава правления HSBC: «Финансовую экосистему Лондона можно сравнить с башней в игре “Дженга”: никто не знает, что произойдет, если вытащить всего один маленький кусочек,— ничего страшного или что-то драматичное».
Неудивительно, что на этом фоне все чаще появляются сообщения о том, что финансовые компании могут перевести часть своих операций из Великобритании в другие страны Европы. Спустя день после официального запуска процедуры выхода Британии из ЕС стало известно, что сразу два крупных игрока финансового рынка готовятся если не к полному переезду из Лондона, то по меньшей мере к возможному переносу части своих операций из британской столицы. По данным Bloomberg, американский JPMorgan ведет переговоры о покупке крупного офисного здания в Дублине, а британский страховщик Lloyds of London заявил, что к 2019 году учредит в Брюсселе свое новое подразделение. Как отметила генеральный директор Lloyds of London Инга Бил, «нам важно, чтобы мы продолжали предлагать рынку и клиентам эффективные решения. Это подразумевает, что бизнес должен продолжаться без каких-либо заминок после того, как Великобритания покинет ЕС».
Евгений Хвостик
Источник: finance.rambler.ru