Что произошло с вакансиями
На начало массовой изоляции из-за эпидемии рынок труда отреагировал уменьшением спроса (количества вакансий). Хуже всего ситуация была в апреле и мае (с учетом того, что май из-за праздников — вообще месяц традиционно низкой активности на рынке). По сравнению с благополучным «доковидным» февралем общее количество вакансий упало на 26%.
Такого критического падения количества вакансий, как в кризисы 2008–2009, 2014–2015 годов, не случилось.
С начала июня федеральные и региональные власти начали постепенно снимать карантинные меры, и рынок быстро отреагировал постепенным восстановлением количества вакансий, которое продолжается до сих пор.
Ситуация в разных регионах была очень неравномерной. Если в Москве спрос упал сильно — на 56% (в Санкт-Петербурге — на 52%), то в других регионах — в среднем всего на 13%.
По состоянию на июнь спрос в России в целом был на 2% меньше, чем в «доковидном» феврале. Во многих регионах спрос не только вернулся к прежнему уровню, но и вырос, а вот рынок труда Москвы и Санкт-Петербурга всё еще в стадии восстановления.
Какие отрасли и профобласти пострадали сильнее всего
Больше всего пострадали от эпидемии сферы туризма, гостиниц и ресторанов (количество вакансий упало на 78% по сравнению с февралем), спорта, фитнеса и красоты (падение составило 73%), услуг для населения (падение 68%), искусства, развлечений и массмедиа (падение на 64%), маркетинга и рекламы (падение на 54%). Спрос везде постепенно восстанавливается, но с учетом большого падения на это потребуется время.
Спрос не падал, а даже рос в государственном секторе, медицине, среди рабочего персонала, в строительстве, в торговле продуктами питания.
Как вели себя соискатели
Признаки кризиса на рынке труда — сильное падение количества вакансий одновременно с приростом большого количества новых резюме и откликов на вакансии. Такая ситуация говорит о том, что компании перестали нанимать и стали массово сокращать персонал — поэтому резко вырастает количество кандидатов на открытом рынке, которые пытаются найти работу.
Однако в текущем году такого не произошло. Нехарактерной особенностью «ковидокризиса» стало не только отсутствие роста активности соискателей, но даже его падение. В апреле соискательская активность на сайте упала на 38%. Это очень нетипично для кризисных периодов, если сравнивать с 2008–2009 и 2014–2015 годами. Мы полагаем, это было связано как с объявлением длинного периода нерабочих дней, так и со страхом перед общей неопределенностью — этот кризис в целом был очень нестандартным из-за своей необычной причины (эпидемия), прогнозы на будущее были туманными. Видимо, люди предпочли занять выжидательную позицию, «замереть», боялись менять работу.
После снятия карантинных мер активность соискателей восстановилась.
Что происходит с конкуренцией
Для измерения конкуренции мы используем такой показатель, как hh.индекс. Он показывает соотношение количества резюме и вакансий — в целом или в конкретных профобластях, отдельных регионах. Нормальный уровень конкуренции — не выше 6. Это значит, что активных резюме на сайте в шесть раз больше, чем вакансий.
В апреле и мае средний hh.индекс, рассчитанный по всем профобластям и России в целом, повышался до 8 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 17!), то есть конкуренция выросла. В июне он опустился до показателя 6,6 (в Москве и Санкт-Петербурге — до 12).
Заметнее всего конкуренция повышалась в профобластях:
- Искусство, развлечения, массмедиа — на 6 пунктов (в июне hh.индекс в этой сфере составил 15,6);
- Туризм, гостиницы и рестораны — на 4 пункта (в июне hh.индекс в этой сфере был равен 8,4);
- Административный персонал (секретари и администраторы ресепшен офисов и сферы обслуживания населения, которые во время массовой изоляции закрылись) — на 3,5 пункта (в июне hh.индекс в этой сфере составил 11,7);
- Маркетинг, реклама, PR (в основном за счет оставшихся без работы специалистов, которые занимались офлайн-мероприятиями) — на 2,5 пункта (в июне hh.индекс в этой сфере опустился до 6,7).
В июне самая высокая конкуренция сложилась в сферах:
- Искусство, развлечения, массмедиа — hh.индекс 15,6;
- Высший менеджмент — hh.индекс 14,9;
- Начало карьеры, студенты — hh.индекс 13,2;
- Административный персонал — hh.индекс 11,7;
- Юристы — hh.индекс 9,8;
- Бухгалтерия, финансы предприятия — hh.индекс 8,9.
Сфера искусства, развлечений и массмедиа, а также административный персонал еще не пришли в себя после весеннего кризиса (даже не все офисы снова открылись), а что касается остальных профобластей, то для них высокая конкуренция была характерна всегда.
Как работодатели оценивают соискателей
Мы опросили работодателей, чтобы выяснить, изменился ли у них процесс оценки кандидатов в связи с массовым переходом на удаленный формат работы. Оказалось, что в большинстве случаев (54%) никаких изменений не произошло. При этом:
- Стали больше проверять знания и навыки — 17% опрошенных;
- Раньше проверяли всё на месте, теперь стали проверять с помощью онлайн-тестов и заданий — 15% опрошенных.
Как идет возвращение в офис
Опрос работодателей, проведенный в июле, показал, что большинство (76%) тех, кто переводил сотрудников на удалёнку, уже начали возвращать их в офисы. При этом 44% еще не завершили процесс, 32% завершили, 13% утверждают, что еще даже не начали, но планируют, и 9% ответили, что возврат отложен на неопределенный срок. Не планируют возвращаться в офисы и хотят полностью перейти на удаленный формат работы всего 3% работодателей.
Какие планы на сокращения штата и зарплат
По данным опроса, проведенного в мае, у 45% работодателей уменьшилась численность персонала, у 40% она осталась неизменной, и у 14% увеличилась. Еще 36% планировали сокращение численности в ближайшие полгода, 35% планировали увеличение, и 18% не ожидали никаких изменений.
Более чем у половины опрошенных (56%) уменьшился фонд оплаты труда, у 34% он не изменился, а увеличился только у 10%. Дальнейшее его урезание планировали 28% опрошенных работодателей, увеличение — 23%, не планировали менять его 27%.
Какие перспективы
Сейчас идет восстановление рынка труда, а что произойдет осенью и зимой, сказать пока трудно — всё будет зависеть от того, придет ли вторая волна эпидемии и случится ли новый период массовой изоляции с последствиями в виде экономического спада.
Главное, что показал опыт трудной весны, — восстановление началось сразу же после окончания изоляции и пошло уверенными темпами. Так что надеемся на лучшее!