Из-за угрозы распространения коронавируса власти Москвы приняли решение запретить все массовые мероприятия, которые собирают больше 5000 человек. Запрет фактически ставит крест на всех запланированных на грядущий месяц публичных концертах и спортивных матчах и может нанести серьезный удар по столичной индустрии развлечений. Эксперты оценивают ущерб ивент-рынка в сумму от 3 млрд до 20 млрд рублей — это деньги, потраченные на рекламу мероприятий и аренду площадок, которые уже не получится вернуть, плюс оценочный объем упущенной прибыли. Некоторые опрошенные спикеры не отрицают, что решение властей может преследовать, в том числе, цель запрета митингов на фоне обнуления президентских сроков Владимира Путина и других поправок в Конституцию. «Может ли эта мера быть одновременно направлена на снижение уличной протестной активности в Москве? Ответ очевиден: да, может», — комментирует Вадим Клювгант, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper.
Впрочем, большинство мероприятий можно перенести на более поздний срок, минимизировав потери, отмечают организаторы. Но жертвы указа все равно будут: это, в первую очередь, те, кто запланировал события на ближайшие несколько дней и уже ничего не может переиграть. Например, на матч плей-офф Континентальной хоккейной лиги между клубами «Спартак» и «Динамо», запланированный на 12 марта, уже продано порядка 9000 билетов, говорят источники Forbes на ивент-рынке, и его отмена обойдется организаторам в десятки миллионов рублей.
«Не очень понятна эффективность запрета в пределах только Москвы при сверхактивной миграции из нее и в нее»
Решение мэра не противоречит закону, говорит Клювгант. «В соответствии со статьей 72 пока еще действующей Конституции, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении России и субъектов Федерации. Значит, главные требования к подобным решениям — их соответствие федеральному законодательству и обоснованность. То есть способность реально снизить риски для жизни и здоровья людей», — объясняет юрист. По его словам, выбранная мера «очевидно» направлена на нормализацию эпидемиологической обстановки, «хотя и не очень понятна ее эффективность в пределах только Москвы и в условиях сверхактивной миграции из нее и в нее». Какие санкции грозят нарушителям запрета, пока непонятно — «универсального ответа быть не может, все будет зависеть от конкретных ситуаций», заключает эксперт.
Forbes поговорил с организаторами концертов и спортивных матчей и оценил, во сколько обойдется московскому бизнесу очередной удар коронавируса.
«На ближайшие три месяца рынок схлопнулся»
Павел Недостоев, сооснователь ивент-агентства DEPARTÁMENT
Безусловно, мы знаем о запрете — с середины февраля пристально следим за этой темой. Мы понимали, что будет план А (всех предупредили) и план Б (запретили проведение мероприятий более 5000 человек). Следующим шагом может быть ограничение мероприятий до 200 человек.
Безусловно, по ивент-агентствам запрет бьет больше всего. Мы просто рухнули. У всех отменяется огромное количество мероприятий — до 80%.
Ивент-рынок живет на ожиданиях. Ни один директор по маркетингу или HR-директор сейчас не может прогнозировать события. Все ждут, когда ситуация с коронавирусом стабилизируется и появится позитивный тренд, чтобы начать что-то планировать. Поэтому сейчас не только до 10 апреля мероприятия не планируют, но и на ближайшие несколько месяцев.
Мероприятия до 5000 человек, которые мы запланировали на март, пройдут. Все, что дальше, отменяется, даже если они значительно меньше по числу участников — из соображений бехопасности. Сейчас это уже не имеет значения: компании перестраховываются и отменяют даже то, что на 700 человек. У нас конкретно отменилось или перенеслось на неопределенный срок десять крупных мероприятий — 70% всех, что мы проводим в первые несколько месяцев года (всего за год — 60 мероприятий). Семь из них планировались в Москве, три — за рубежом. Отказываться клиенты начали еще с февраля. На подготовку одного предложения для участия в тендере агентство тратит 300 000-500 000 рублей. И даже если мы дошли только до тендера, а мероприятие отменилось, мы уже потеряли эти деньги.
«За три-пять месяцев вынужденных каникул рынок недополучит около 30% годового оборота. Это 15-20 млрд рублей»
Все крупнейшие бренды все отменяют. И это не вопрос марта-апреля — на ближайшие три-четыре месяца весь рынок схлопнулся. Годовой оборот нашего агентства — 500 млн рублей. Думаю, из-за запрета проводить крупные мероприятия и в целом эпидемии коронавируса мы потеряем десятки миллионов рублей. Но у нас креативное агентство — помимо ивентов, есть пиар, тренд-аналитика, экспертиза в маркетинге, видео-продакшне и образовательных проектах. Поэтому мы постараемся перевести фокус на эти направления. Для тех агентств, которые только ивентовые, ущерб будет гораздо больше.
Объем всего рынка ивент-маркетинга в России — 40-60 млрд рублей в год. Можно с уверенностью сказать что за три-пять месяцев вынужденных каникул рынок недополучит около 30% годового оборота. Это 15-20 млрд рублей. В этом обороте есть и упущенная потенциальная прибыль в размере 20-30% от оборота, и риски по уже понесенным расходам, которые в большинстве случаев заказчики не компенсируют. Контракты на ивент-услуги очень жесткие и не в пользу агентств.
Прямой ущерб от уже понесенных расходов может составить от 3 млрд до 12 млрд рублей. Его разделят агентства, подрядчики и клиенты. Возместить эти деньги на практике практически невозможно. Все риски несут агентства. 90% ущерба ляжет на их плечи.
«Итальянские свадьбы переносятся в Сочи»
Табриз Шахиди, владелец event-агентства «Империя Музыки», концертный директор Елены Темниковой, Тины Канделаки, Леонида Парфенова и др.
Сейчас отменяются, в основном, только публичные форумы и конференции, в рамках которых проводятся закрытые мероприятия (например, ПМЭФ). Но никаких предоплат и броней на артистов, участвующих в таких мероприятиях, пока не поступало, поэтому мы ничего не потеряли.
Если говорить о публичных билетных концертах, то московские события просто переносятся на более благоприятные сроки и никто особо ничего не теряет. Так же, как и зарубежные гастроли российских театров и туры артистов, которые перенесли на осень, заменив авиабилеты с небольшими потерями. Ну и в некоторых случаях — потеряв 30-50% от стоимости аренды. Что по сравнению с отменами вовсе — ничтожно. А рынок региональных артистов вообще живет в обычном режиме. Пока.
Что касается больших и маленьких частных мероприятий, то они не отменяются: мы работаем весь март и апрель. А итальянские и французские летние и весенние свадьбы и корпоративы переносят в Москву, Питер и Сочи. Поэтому я не понимаю, о каких потерях вы говорите.
Московские весенние фестивали, которые финансируются из бюджета города, и вовсе сэкономят сотни миллионов рублей. Упущенная выгода со стороны некоторых артистов также весьма условна — один-три гонорара. У кого-то из артистов это 1 млн рублей в общей сложности, максимум от 4 млн до 7 млн рублей у топовых звезд за весь период карантина в столице.
Ивент-индустрия переживала и не такие кризисы. Я вам больше скажу: артисты вообще в нашей стране живут исключительно за счет закрытых частных и корпоративных праздников. А то, что городских событий весной меньше, означает только, что День города в сентябре будет сильно масштабнее.
«Возможно, это упреждающая мера в связи с выступлениями политического плана»
Михаил Шурыгин, президент организатора концертов зарубежных и российских артистов NCA (National Concert Academy)
Мы пока что не видим оснований для отмены своих концертов — это коммерческие мероприятия, не управляемые государством, и непонятно, каким законом это регулируется. В том указе, который есть сейчас, речи о коммерческих мероприятиях нет — он затрагивает только общественные концерты и матчи, организованные властями города.
Если бы подобный указ существовал, он бы нарушил коммерческие интересы как концертных площадок и артистов, так и организаторов, и эти убытки не покрываются никакими страховками. Пока что даже на площадке Кремлевского Дворца и в «Мегаспорте» все мероприятия сохраняются (Константин Ярошевский, пресс-секретарь Государственного Кремлевского Дворца, сообщил Forbes, что сейчас на площадке проводятся только мероприятия до 5000 человек. — прим. Forbes). Возможно, это упреждающая мера в связи с какими-то выступлениями политического плана.
Единственное крупное наше мероприятие до 10 апреля — «Брат 2» в Крокусе, а это Московская область. Но мы пока что воздерживаемся от запуска новых стадионных концертов, смотрим на развитие ситуации, потому как если она будет подобным образом развиваться в ближайшее месяцы, то, конечно же, могут последовать новые запрещающие меры.
Подмосковный лайфхак
Анжелика Тюрина, заместитель директора по общим вопросам филиала Крокус Сити Холл АО «Крокус»
Концертные залы «Крокус Сити Холл» и «Вегас Сити Холл» работают в штатном режиме (вместимость «Вегас Сити Холла» составляет 1697 человек, «Крокус Сити Холла» — 7234 человек. Оба находятся в Подмосковье, поэтому мера на них не распространяется. — прим. Forbes). Все концерты в «Крокус Сити Холл» (около 30 мероприятий до 10 апреля включительно) пройдут согласно размещенной на сайте афише. В соответствии с установленными требованиями, применяются меры общей гигиены и дезинфекции. Кроме этого, в целях обеспечения безопасности посетителей и сотрудников от распространения вирусов, предприняты дополнительные меры обработки всех помещений. Запланирована установка сенсорных антисептиков в фойе и уборных, ведется обработка специальными средствами ручек входных дверей.
«Это станет серьезным ударом по рынку»
Юлия Жоля, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий
Отмена крупных массовых мероприятий станет серьезным ударом по рынку. В первую очередь, непонятно, как покрывать расходы организаторов, которые они понесли на стадии подготовки. Значительную часть ресурсов на события марта и апреля организаторы уже потратили. Только рекламная кампания в случае открытого мероприятия — это 10-20% от общего бюджета, плюс авансы подрядчикам, которые уже не вернутся или вернутся за вычетом штрафа. Больше всех пострадают арендаторы стадионов и концертных залов: если другие подрядчики могут оказать услуги позже, то площадки — вряд ли.
«Все риски несут агентства. 90% ущерба ляжет на их плечи»
Второй немаловажный момент — психологический. Даже если в планах стоит внутрикорпоративное мероприятие и оно собирает менее 5000 участников, многие заказчики предпочитают перестраховаться и отменяют их тоже.
Еще до сегодняшнего решения мы проводили опрос участников отрасли — у каждого агентства были в среднем три-четыре отмены и переноса мероприятий на неопределенный срок, а у некоторых было по семь отмен за последнюю неделю бюджетом от 1 млн рублей.
Затраты на крупный музыкальный или гастрономический фестиваль, к примеру, могут составлять до 100 млн рублей. Организаторы безвозвратно потеряют часть этой суммы — по крайней мере, стоимость рекламы и аренды. При этом любой такой ивент не только «кормит» от 20 до 50 подрядчиков, его прибыль зависит от участия других компаний. В отличие от концертов, где до 90% формируют продажи билетов, в таких ивентах на спонсорство и партнерские интеграции приходит большая часть дохода.
На рынке делового туризма турбулентность еще выше, а ценник на мероприятие в разы больше за счет затрат на логистику. Это очень существенно, учитывая, что агентства — это в лучшем случае средний, а чаще малый и микробизнес, общее количество реализованных проектов которого в среднем достигает нескольких десятков в год.
«Судьбу матчей плей-офф решит КХЛ»
Представитель хоккейного клуба «Спартак»
Пока у нас запланирован матч 12 марта. Но его судьба должна быть определена в КХЛ. Состоятся ли дальнейшие матчи, зависит от спортивных итогов первого раунда плей-офф.
«Отправили письмо Собянину с просьбой дать разъяснения»
Пресс-служба КХЛ
КХЛ провела консультации со всеми заинтересованными сторонами, задействованными в организации матча. Финальное решение вырабатывается. Лига совместно с Федерацией хоккея России отправила официальное письмо на имя мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой дать разъяснения о порядке проведения матча с повышенным зрительским интересом 12 марта 2020 года.
«Этот кризис усилит развитие технологий»
Александр Шумович, партнер маркетингового и ивент-агентства Eventum Premo (организаторы корпоративных мероприятий для SAP, Qiwi, Range Rover, AMG, Oriflame, S7)
Из-за новых ограничений у нас замораживаются или вообще отменяются некоторые проекты: кроме бренд-зон на ПМЭФ, который отменили на прошлой неделе, не будет нескольких крупных мероприятий для банков, выездных и международных мероприятий. Остаются только внутренние российские события, на которые карантин не распространяется. Больше всего событий отменилось на этапах тендера, когда уже было подготовлено предложение. Текущих проектов отменилось меньше, так как сейчас начало года и еще не очень много проектов подтвердилось.
По нашим оценкам, ивент-индустрия потеряет около 15 млрд рублей — это упущенная выгода в данный момент, так как большинство мероприятий не отменяются насовсем, а переносятся на вторую половину года. Поэтому есть ожидания, что начиная с лета компании наоборот начнут более активно тратить бюджеты на мероприятия, которые не были израсходованы ранее. Но пострадают не только организаторы мероприятий: рестораны и отели, которые могли бы посетить участники крупных мероприятий, могут лишиться до 20% выручки. Мы не унываем и нашли выход: уже долгое время наше агентство продвигает философию комбинации офлайн и онлайн в мероприятиях и верим, что этот кризис лишь усилит развитие технологий.
«Просадки в продажах билетов нет»
Ольга Чембаева, маркетинг-менеджер агрегатора билетов на мероприятия Ticketland (ООО «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс»)
Сервисный сбор мы отменили год назад — с 1 марта 2019 года все билеты на сайте и в кассах Ticketland продаются по стоимости, установленной организатором мероприятия, поэтому говорить о сокращении объема нашей комиссии некорректно.
Сейчас мы заметили незначительное снижение продаж после гендерных праздников, но в целом продажи идут на уровне того же периода прошлого года. Безусловно, риск в запрете мероприятий и закрытии площадок существует, но мы надеемся на улучшение ситуации с вирусом.