Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Новый адрес штаб-квартиры «Транснефти», оператора всех нефтепроводов страны — высотное здание «Эволюция» в деловом квартале «Москва-Сити». Переезд компании вызвал в отечественной прессе целую лавину критических публикаций. «Лента.ру» попыталась разобраться в том, почему столь банальное действие вызвало резкое отторжение общественности.
Каприз или необходимость?
Причина переезда «Транснефти» представляется вполне логичной и целесообразной. Компания до нынешнего переезда управлялась из здания на Большой Полянке около Серпуховской площади. Однако подразделения монополиста размещались в шести офисах в крупных бизнес-центрах, разбросанных по всей Москве. Понятное дело — надо было оптимизировать управленческие процессы. Что же тут такого? Ведь теперь под одной крышей все департаменты «Транснефти» по идее должны заработать намного эффективнее.
По данным «Коммерсанта» компания перебрала много вариантов для новой резиденции, и все они не были дешевыми. «Транснефть» рассматривала покупку у «Стройгазконсалтинга» President Plaza рядом с Кутузовским проспектом, бизнес-центра «Оружейный» (принадлежал в равных долях Сбербанку и «Мегафону» — прим. «Ленты.ру») у станции метро «Маяковская», «Аквамарина III» в районе Озерковской набережной (AFI Development).
Правда, телекомпания «Царьград» в материале, посвященному переезду, сочла необходимым охарактеризовать здание бывшей штаб-квартиры фразой «круче почти не бывает». А помещения подразделений «Транснефти» названы «лучшими офисами в престижных бизнес-центрах». И этому вряд ли что можно возразить.
Фото: @prosto_tak77
Что же касается целесообразности переезда, то в принципе соглашаясь с необходимостью объединить 80 процентов сотрудников монополиста под одной крышей, СМИ делают весьма существенные оговорки. И основная из них следующая: «В современном мире с его развитыми технологиями крупным компаниям уже нет необходимости держать свои подразделения в одном здании. Наоборот, многие зарубежные фирмы часто переводят сотрудников на периферию, экономя деньги на стоимости дорогой недвижимости», — отмечает издание «Версия». И добавляет к этому, что в случае с «Транснефтью» «хороший понт дороже денег».
Обращает на себя внимание и тот факт, что даже новых площадей «Транснефти» мало. Тогда зачем вообще было затевать такой дорогостоящий переезд? «Ведомости» в августе прошлого года писали, что общая площадь нового офиса составляет 120 тысяч квадратных метров, из них 89 тысяч квадратных метров полезной площади. Однако глава «Транснефти» Николай Токарев пояснял, что компании необходимо иметь 120 тысяч квадратных метров полезной площади. «В Москве таких зданий, которые приемлемы были бы со всех точек зрения для нас, мы не нашли», — сказал он тогда. Видимо решающим фактором явилось то, что, по словам руководителя компании, новое здание офиса «очень комфортное».
Фото: Алексей Панов / РИА Новости
Красиво жить не запретишь
О том, что в компании «привыкли жить хорошо», говорят практически все издания, написавшие о переезде. Сообщается, в частности, что Общероссийский народный фронт подготовил «Индекс расточительности» за 2018 год — сразу два высоких места в нем заняла «дочка» «Транснефти» — Черноморские магистральные нефтепроводы. «Горячие южные инженеры не могут себе позволить ездить, как лохи, на автомобилях за пять миллионов рублей — им нужны лимузины за 13,7 миллиона (общее первое место, поздравляем) и за 9 миллионов (четвертое место, есть над чем работать). И так во всем», — иронизирует «Царьград».
«Аргументы недели» добавляют, что «это были не Aurus, а предположительно Mercedes-AMG G63 и Lexus LX 570 Superior». «Подобные траты сопоставимы с расходами некоторых регионов на социальные программы. Например, в 2019 году на обеспечение доступной среды для инвалидов в бюджете Псковской области предусмотрено 15 млн рублей», — подчеркивает «Московский комсомолец».
«Царьград» не преминул напомнить в связи с переездом о том, что удивительно, что в России, в «стране столь богатых возможностей не задержались дочь и зять главы компании. Журналисты утверждают, что они владеют и, возможно, управляют элитной недвижимостью в Хорватии — стране, входящей в НАТО и наложившей на Россию санкции в составе Евросоюза».
300 миллионов долларов или все же миллиард?
О переезде «Транснефти» в башню «Эволюция» заговорили еще четыре года назад. И уже тогда, как пишет «Версия», по этому поводу «многие выражали недоумение». Весной 2016 года стало окончательно известно, что «Транснефть» закрыла сделку по покупке у владельца Snegiri Development Александра Чигиринского башни «Эволюция». Однако из-за того, что внутренние помещения и инфраструктура здания не были закончены, переезд пришлось откладывать несколько раз. Помешал и Чемпионат мира по футболу.
СМИ называют разные суммы цены вопроса. «Коммерсантъ» в 2016 году писал, что офис в деловом центре, ранее оценивавшийся в один миллиард долларов, по рыночным ценам того периода мог обойтись нефтяной компании лишь чуть более 300 миллионов долларов. «Бизнес ФМ» в этом году приводит мнение инвестиционного директора компании «Тринфико» Артема Цогоева: «120 тысяч квадратных метров, учитывая то, что все-таки сделка, я думаю, с дисконтом в 300 тысяч рублей за квадратный метр, это если по нижней самой границе. Собственник такого здания находится в некотором роде в заложниках у самого объекта, потому что если он хочет его продать целиком кому-то одному, то таких покупателей очень мало. Мне кажется, здесь должен иметь место дисконт, исходя из шаткой позиции продавца». Таким образом, по мнению эксперта, сделка могла обойтись монополисту ни много ни мало в 600 миллионов долларов. Михаил Мельников из «Царьграда» посчитал, что эта сумма по тогдашнему курсу эквивалентна 50 миллиардам рублей. То есть по 350 рублей с каждого жителя России.
В свою очередь МК со ссылкой на экспертов отмечает, что реальная стоимость покупки башни «Эволюция» у девелопера Александра Чигиринского могла составить и вовсе около 1 миллиарда долларов.
«Версия» в этой связи подчеркивает, что в самой «Транснефти» «показательно не отвечают на вопросы о том, во сколько обошлось приобретение нового офиса». Кроме того, издание обращает внимание на тот факт, что компания, «управляющая нефтетранспортными потоками по всей России, это вам не конторка с тремя стульями и ноутбуком. В новом офисе придется заново прокладывать линии связи, устанавливать аппаратуру, строить диспетчерский центр. Это тоже не три копейки». К тому же офис в «Москва-сити» — удовольствие более чем недешевое — обслуживание площадей в небоскребах выливается в копеечку. «А на дворе уже не «тучные нулевые»», — добавляет издание.
«Аргументы недели» пишут о том, что дизайном нового офиса госмонополиста занималась, в том числе компания Ebony&Co. Компания знаменита тем, что работает на рынке премиальных интерьеров, и в частности производит и продает эксклюзивные полы ручной работы. «Ценник на их услуги кусачий — работу компании простые смертные позволить себе не могут, потому что за 1 квадратный метр эти ребята берут от 30 тысяч рублей», — пишет издание. И если именно Ebony&Co занималась офисом «Транснефти», то, по мнению газеты, «в вотчине Токарева сотрудники и гости «будут ходить» по 3,6 миллиарда рублей». Именно столько могло бы предположительно уйти лишь на полы в новом офисе. «А уж сколько стоят стены, офисная мебель и прочее, можно только догадываться», — завершает мысль газета.
Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости
«За чей счет удовольствие?»
Основной пафос СМИ относительно переезда компании все же заключается в попытке ответить на вопрос: «За чей счет удовольствие?» А проще говоря — оправданы ли такие огромные затраты государственной компании в не лучшие для отечественной экономики времена, когда к тому же усилилось налоговое бремя на простых граждан.
«Внимание к деньгам и тратам «Транснефти» не из-за зависти», — настаивает Сергей Гринев из «Аргументов недели». «Причина в том, что это естественный государственный монополист, который зарабатывает тем, что ему принадлежат трубопроводы, по которым в нашей стране гонят нефть. И другие нефтедобывающие компании вынуждены платить за это. Так как компания государственная, логично предположить, что деньги она должна зарабатывать в казну страны. На деле же оказывается иначе — средства идут на свершение крупнейших девелоперских сделок», — говорит он.
Практически все СМИ припомнили «Транснефти» в связи с переездом эпизод 2017 года, когда компания потребовала поднять тарифы на прокачку нефти в следующем 2018 году на 21 процент. «То есть это либо у них средств не хватает, чтобы существовать и обеспечивать надежную работу трубопроводов, либо наглости нет предела?» — написал Сергей Гринев. А Михаил Мельников из «Царьграда» напомнил, что «Транснефть» потребовала поднять цены на свои услуги при низкой инфляции и снижении фактических доходов жителей России.
«В Федеральной антимонопольной службе нервно вздрогнули и выразили сомнение в экономической целесообразности подобного подхода», — написал обозреватель телеканала. «Понятно, что покупка «Эволюции» требовала жертв, но непонятно, почему жертвами должны стать производители углеводородов, обеспечивающие основу российского экспорта, а с ним и золотовалютных поступлений. Антимонопольщики, к ужасу трубопроводчиков, утвердили рост тарифов лишь на 3,9 процента». По всей видимости, это не понравилось Николаю Токареву, и «Транснефть» попросила вообще отобрать у ФАС полномочия по тарифному регулированию». «ФАС совершенно все равно, как у нас растут тарифы, на что они растут, как мы будем жить!» — возмущался тогда Николай Токарев.
«Что это, если не пир во время чумы?» — задаются вопросом «Аргументы недели». «В то время, когда на обычных людей сваливают повышение НДС, пытаются лишить тарифных льгот на электричество, да и в целом их реальные зарплаты уменьшаются, госкорпорации продолжают тратить космические суммы на то, что никак жизнь страны не сделает лучше. Впрочем, о какой стране можно думать, если глава «Транснефти» решил сбежать от нее на 52-й этаж «Эволюции»?»
А по мнению телеканала «Царьград», «Транснефти» необходимо стать скромнее и прозрачнее. «Время понтов прошло. Коли подопечные Николая Токарева так сильно верят в эволюцию, что поселились в башне с дарвиновским названием, им стоило бы задуматься об эволюции из людей понтующихся в людей, если не разумных, то хотя бы скромных», — замечает обозреватель телеканала.