Отечественные видеосервисы объясняют рост показателей пользовательского финансирования, в том числе своей адаптацией к работе в условиях пиратства
В 2016 году общий размер пользовательских платежей в российских онлайн-кинотеатрах вырос на 65% и составил 2,34 млрд рублей, то есть почти половину от общей выручки сервисов, свидетельствуют данные исследования аналитической компании «ТМТ Консалтинг» по итогам 2016 года. В отчете отмечается, что наиболее высокими темпами в прошлом году росли доходы, полученные именно по платной модели.
Только за счет платы пользователей, не привлекая рекламодателей и не показывая рекламу, работают два сервиса — Okko (16% рынка) и Amediateka (8% рынка). Amediateka, запущенная в 2013 году, стала лидером по темпам роста, нарастив выручку за год вдвое, до 600 млн (с НДС) рублей, отмечает «Коммерсантъ». Гендиректор сервиса Денис Горшков в беседе с газетой объяснил столь высокие показатели запуском новых площадок и органическим развитием, в том числе в мобильных приложениях и на приставках операторов платного телевещания. В 2017 году сервис обещает нарастить показатели на 40-50%. В то же время выручка Okko по результатам 2016 года увеличилась до 775 млн рублей (Okko — лидеры по платной модели, по данным исследования J’son за 2016 год), рассказал Forbes генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий. Значительный вклад в рост выручки принесли тематические подписки, которые компания запустила в марте 2016 года. Их доля в общей выручке отчетного периода составила 15%.
Согласно прогнозам «ТМТ Консалтинга», в 2017 году платежи пользователей контента увеличатся до 3,4 млрд рублей, а доходы онлайн-кинотеатров от рекламы составят 2,9 млрд рублей, таким образом, выручка российских кинотеатров от пользовательских платежей впервые превысит доходы от рекламы. В целом рынок вырастет за год на 31%, до 6,3 млрд рублей, полагают аналитики. В докладе напоминается, что в прошлом году рост составил 40%, до 4,8 млрд рублей, при росте аудитории на 3%, до 39,6 млн человек.
В исследовании приняли участие онлайн-кинотеатры и сайты потокового телевещания. При этом аналитики не учитывали показатели магазинов приложений iTunes и Google Play. Для оценки рынка «ТМТ Консалтинг» использовал данные по выручке крупнейших игроков по РСБУ из ЕГРЮЛ, а также собственные данные компаний (в случае с Okko), пояснила «Коммерсанту» аналитик компании Елена Крылова. Собеседница издания уточнила, что выручка взята без НДС и за вычетом комиссии селлеров у тех сервисов, кто продает рекламу.
Точки роста
Генеральный директор tvzavr Марина Сурыгина в беседе с Forbes подтвердила, что платная модель увеличивает свои проценты в общей доле дохода онлайн-видеосервиса. В то же время отказываться от видеорекламы сервис пока не намерен из-за высоких темпов ее роста. «Развитие платной модели, продаж контента, — для tvzavr драйвер роста доходов», — поясняет собеседница Forbes. Сейчас доля tvzavr, по данным «ТМТ Консалтнг», среди российских видеосервисов составляет 5%. Выручка за 2016 год на 50% превысила показатель аналогичного периода 2015 года, и составила 275 млн рублей. За 2016 год в пять раз выросла платная модель онлайн-кинотеатра, в два раза выросло число ежемесячных подписчиков – до 4 млн человек, указывают в компании. В tvzavr обращают внимание, что выросло и суммарное время просмотра контента на 25%, по сравнению с 2015 годом. При этом и доходы tvzavr от видеорекламы за 2016 год увеличились на 50%, подчеркивает Сурыгина.
Пользователи, прежде всего, платят за качественный продукт, уверен генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko. Именно так онлайн-видеосервисы, по его мнению, могут бороться с пиратством. «Мы стараемся сделать просмотр фильмов дома удобным и приятным для зрителя, приблизить его к кинотеатрельному опыту», — говорит Гродецкий, отмечая, что ни один пиратский ресурс не обеспечит высокое качество изображения при полном отсутствии «какой-либо раздражающей рекламы казино, множества выплывающих окон, которые невозможно закрыть, и китайских субтитров в нижней части экрана».
В tvzavr отмечают, что основной платформой, на которой растет платная модель, является Smart TV. По словам Сурыгиной, эта платформа практически полностью защищена от пиратства. В «ТМТ Консалтинг» уточняют, что аудитория smart-телевизоров за прошедший год показала максимальный рост — 19%, на втором месте аудитория мобильных устройств (12%). «Рынок Smart TV растет — по данным «МВидео», рынок телевизоров Smart TV в январе-феврале 2017 года составил более 14 млрд рублей, было продано 380 000 телевизоров, и вместе с ним растет число пользователей легальных кинотеатров на таких телевизорах, соответственно, и доходы от платной модели. Также немалую роль играют партнерские программы с банками, операторами связи и другими компаниями — это популяризирует легальные сервисы и растит платную модель. Ну и нельзя не отметить такой фактор, как сокращение цифровых окон — фильмы все быстрее появляются в интернете после кинопроката, в этом году было даже несколько цифровых премьер — пользователи могут увидеть все больше новинок кинопроката в легальных интернет-кинотеатрах», — указывает гендиректор видеосервиса.
Директор по стратегической аналитике ivi Иван Гринин подтверждает, что основным драйвером роста в 2016 году стала платная модель монетизации, в том числе за счет позитивных изменений на рынке Smart TV. Собеседник Forbes отмечает, что эта аудитория привлекательна для онлайн-видеосервисов как с точки зрения длительности потребления контента, так и по уровню располагаемых доходов владельцев Smart TV. Рост платной модели монетизации обеспечивает и качественное улучшение предложений онлайн-кинотеатров: сокращение цифрового окна между кинотеатральной и онлайн-премьерой, совершенствование рекомендательных систем, предлагающих пользователю релевантный контент пользователю, качество видео и аудио, внедрение новых форматов и даже производство собственного контента, говорит представитель ivi. «Интересно отметить такую тенденцию — число пользователей, попадающих на просмотр фильма посредством поисковых запросов в сети интернет снижается одновременно с ростом аудитории Smart TV. Причем в этом есть прямая зависимость», — замечает он.
Рост такой модели в ivi уже достаточно давно обгоняет рекламную, а в 2016 году доходы от платной модели монетизации обогнали рекламные доходы в абсолютных показателях, отмечает Гринин. Так, в 2016 году число платящих пользователей онлайн-кинотеатра ivi выросло более чем вдвое, достигнув 350 000 человек в месяц. «По итогам первого полугодия 2017 года, мы уже можем говорить о продолжающемся активном росте платной модели, которая, по нашим оптимистичным прогнозам, до конца года покажет еще более впечатляющие результаты чем в прошлом году», — заключает собеседник Forbes.
Борьба с пиратами
Отечественные видеосервисы объясняют рост показателей пользовательского финансирования в том числе лучшей адаптацией к работе в условиях пиратства. Недавно им решили помочь и власти: в июне Госдума приняла законопроект о блокировке копий, то есть «зеркал», пиратских сайтов. Блокировке с 1 октября подлежат копии сайтов, доступ к которым ограничен по решению Мосгорсуда из-за нарушения авторских прав. Инициатива будет действовать следующим образом: в случае поступления от Роскомнадзора или правообладателей сообщений о «зеркале» Минкомсвязи в течение суток решает, является ли сайт копией заблокированного. Далее ведомство направляет вердикт владельцу «зеркала», а также в Роскомнадзор. Документ обязывает операторов связи ограничить доступ к копии пиратского сайта в течение суток после получения требования Роскомнадзора. Операторы поисковых систем, в свою очередь, обязаны прекратить выдавать в поиске страницы заблокированных ресурсов и их копий.
Гринин обращает внимание, что сложнее всего бороться с пиратством на web, где огромное количество открытого нелегального контента. «Отсутствие соответствующих юридических норм, а также несформировавшийся в нашем обществе культурный код — «просмотр нелегального контента — не есть хорошо», мешают конкурировать с нелегальными ресурсами на этой площадке», — сетует собеседник Forbes.
«В течение нескольких месяцев после вступления в силу так называемого второго «антипиратского закона», мы ожидаем рост потребления как контента, который монетизируется по рекламной модели, так и потребления платного контента», — делится его коллега — заместитель гендиректора по правовым вопросам ivi Михаил Платов. Он напоминает, что раньше, чтобы заблокировать каждый нелегальный ресурс, онлайн-кинотеатру требовалось пройти через судебный процесс. «А он мог длиться до 8 месяцев и проходил даже без участия ответчиков. Теперь же копии ранее заблокированных пиратских ресурсов будут блокироваться массово за более короткий срок», — рассуждает он. Платов уверен, что росту потребления легального контента будет способствовать новое требование закона, которое обязывает все поисковые системы удалять из результатов поисковой выдачи информацию о ранее заблокированных пиратских ресурсах.
В tvzavr соглашаются, что вступление в силу закона о «зеркалах» отразится на посещаемости легальных игроков рынка. «Пока еще закон о зеркалах не работает в полную силу, но мы видим перспективу — Ассоциация Интернет Видео, куда входит tvzavr вместе с другими крупнейшими интернет-кинотеатрами блокирует сайты с пиратским контентом и уже в ближайшее время начнет подавать на блокировку зеркал», — говорит она. В Okko подтверждают, что онлайн-кинотеатры сильно страдают от нелегальных ресурсов и рассчитывают, что инициатива даст весомый инструмент в борьбе с пиратством за счет ускорения процесса блокировки не только нелегальных ресурсов, но и всех их «зеркал». При этом Гродецкий обращает внимание на двоякое значение некоторых пунктов статей закона, которые могут вызвать неправильную трактовку. «Например, это касается критериев оценки схожести «зеркал» с исходным пиратским сайтом. Так что пока сложно делать какие-то конкретные прогнозы, будем смотреть, как закон начнет работать после вступления в силу», — заключает он.