Главная » Экономика » Москвичи обжаловали в судах штрафы за нарушение карантина более чем на 270 млн рублей

Москвичи обжаловали в судах штрафы за нарушение карантина более чем на 270 млн рублей

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Оштрафованные за нарушение карантинных мер москвичи отсуживают обратно свои средства. В 40% случаев дела по таким жалобам разрешились в пользу истца, выяснил Forbes. При этом более половины жалоб все еще ждут решения суда.

Жители Москвы успешно отменяют через суд и в досудебном порядке назначенные им весной и летом этого года штрафы за нарушение карантинных мер, следует из данных Мосгорсуда, изученных Forbes. На 16 октября 2020 года они обжаловали в районных и областных судах более 57 000 административных наказаний более чем на 270 млн рублей. Из них:

 
  • отменены более 14 000 решений на общую сумму 68,7 млн рублей;
  • вступили в силу в неизменном виде 2700 жалобы на общую сумму 13 млн рублей;
  • прекращены дела по 8000 штрафов на общую сумму 38 млн рублей. По словам адвоката международной правозащитной группы «Агора» Станислава Селезнева, прекращение дела — следствие того, что штраф отменил суд либо сам вынесший его чиновник;
  • остались нерешенными более 31 000 дел;
  • рассмотрены судом, но решения по ним еще не опубликованы — около 1000 дел.

Таким образом, исходя из судебных дел, решения по которым известны (более 24 700), если житель Москвы пытался отменить несправедливый с его точки зрения штраф через суд и в досудебном порядке, почти в 90% случаев ему это удавалось. При этом практически все отмененные наказания были назначены по московскому, а не общероссийскому законодательству.

Как мы считали

На 16 октября в базе данных Мосгорсуда было зарегистрировано в общей сложности более 57000 административных дел в отношении физлиц, связанных с нарушением карантинных мер, в том числе:

  • обжалованные в суде постановления по частям 2, 3 и 4 статьи 3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности): 16050, 72 и 41030 штрафов соответственно. Сами постановления по ним не раскрыты (за исключением двух), однако сумма наказания для физлиц указана в законе: по второй части (необеспечение режима самоизоляции) штраф составляет 4000 рублей, по третьей и четвертой (повторное совершение правонарушения и правонарушение с использованием автомобиля) — 5000 рублей. Сумма штрафом по этим статья составила 269,7 млн рублей. 
  • Обжалованные дела по части 1 статьи 20.6.1 (Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС) и по части 2 статьи 6.3 КоАП (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения): 10 и 23 постановления соответственно. Учитывались данные протоколов и жалоб, раскрытых в базе Мосгорсуда. При этом, если в протоколе была указана форма наказания штраф, но не указана его сумма, мы исходили из минимальной планки для физлиц: 1000 рублей для части 1 статьи 20.6.1 и 15 000 рублей для части 2 статьи 6.3. 

Какие штрафы отменяются

В отличие от большинства регионов, где, согласно докладу «Апологии протеста», с 1 апреля по 8 июня в суд поступило почти более 394 000 дел по нарушению части 1 статьи 20.6.1 российского КоАП («Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности»), в Москве за нарушение карантинных мер в большинстве случаев штрафуют по столичному кодексу об административных правонарушениях. Статья 3.18.1 КоАП Москвы действует с апреля 2020 года и предусматривает разные суммы наказаний для нарушителей самоизоляции в зависимости от того, как именно и как часто они не соблюдали введенные мэрией ограничения. Стандартный штраф для москвичей — 4000 рублей. Помимо нарушения режима самоизоляции, его можно было получить за несоблюдение социальной дистанции, отсутствие маски и перчаток в общественном месте и другие проступки. Если человек нарушил самоизоляцию «с помощью транспортного средства», например, перемещался куда-либо на автомобиле без специального цифрового пропуска, его штрафовали на 5000 рублей.

Московские правила отличаются от общероссийских не только большей суммой наказания (в целом по стране базовый штраф — 1000 рублей по части 1 статьи 20.6.1 КоАП России), но и тем, что фиксировать нарушение, помимо полиции и должностных лиц, возможно и с помощью технических средств. В частности, благодаря системе «Социальный мониторинг», запущенной мэрией в апреле, все перемещения лечащихся на дому москвичей можно было отслеживать с помощью мобильного приложения. Помимо этого, для контроля за нарушениями карантина также используется система распознавания лиц, разработанная по инициативе правительства Москвы. По словам адвоката правозащитной организации «Агора» Станислава Селезнева, весной на горячую линию обращались несколько человек, оштрафованных на основании данных системы распознания лиц. «Против изолированных граждан система работает достаточно оперативно — наряд полиции приезжает к зафиксированному камерой человеку в течение пары часов», — отмечает юрист. По его словам, весной москвичи жаловались на врачей, которые брали у них пробы ПЦР на коронавирус и фотографировали их без их согласия — очевидно, для размещения фото в системе распознавания лиц, такие же жалобы поступали на аэропорты.

Таким же образом — на основе данных фото- и видеокамер — система отслеживала московских автомобилистов, не оформивших цифровые пропуска.

Штрафовать москвичей весной стали очень активно. 13 мая и 15 мая сумма выписанных за сутки штрафов превысила 12 млн рублей, с учетом того, что практически все это лишь обжалованные случаи. 20 мая «Ведомости» со ссылкой на руководителя Главного контрольного управления Москвы Евгения Данчикова сообщали, что только через «Социальный мониторинг» с момента его запуска было выписано 54 000 штрафов более чем на 216 млн рублей. Таким образом данные об обжалованиях как минимум вдвое ниже общего количества штрафов: в базе Мосгорсуда на 25 октября 2020 года было зарегистрировано всего 25 000 жалоб на все протоколы по статье 3.18.1, оформленные с начала апреля до 21 мая.

Если человек не согласился с наказанием и обжаловал штраф, назначенный по московскому КоАП, его шансы на успешное рассмотрение дела достаточно высоки: на текущий момент вернуть удалось почти 40% обжалованных штрафов, из тех, решения по которым уже приняты. В частности, жители столицы отменили «автомобильные» штрафы на 205 млн рублей, выплатив по суду лишь 5%. «Пешеходы» попытались вернуть через суд более 64 млн рублей, лишь 3% выплатили. Российский КоАП, по которому наказывают нарушителей в большинстве регионов, в Москве почти не задействовали. Обжаловали такие штрафы также очень редко, в основном дорогостоящие — от 15000 рублей и больше. 

Еще весной автоматизированная штрафная система вызвала множество нареканий: москвичи стали сообщать, что «Социальный мониторинг» назначает им наказания, хотя они не покидали своих домов. Судя по данным обжалований, нередки случаи, когда один человек получал несколько штрафов в день за одно и то же правонарушение. В итоге Совет при президенте России по правам человека предложил провести амнистию по всем «коронавирусным» штрафам, если нарушения не повлекли негативных последствий, а уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева заявляла, что большинство штрафов, выписанных во время самоизоляции в столице «Социальным мониторингом», отменены.

Не слишком удачные попытки автоматизировать процесс оформления штрафов в итоге и привели к волне обжалований, считает Селезнев: помимо ошибок, связанных с установлением нарушения, с его описанием, возникала масса технических ошибок. Кроме того, постановления по российскому КоАП, в отличие от московского, выносятся судами, и вызывают у людей больше доверия. «Ключевой вопрос заключается в том, возможно ли было добиться лучшего санитарного эффекта, если бы усилия властей были направлены не на автоматизацию штрафов и расширение сферы их применения, а на последовательное и непротиворечивое разъяснение опасностей коронавируса. Ведь именно официальные лица всю весну заявляли, что коронавирусная инфекция под контролем, а к лету и вовсе практически побеждена», — добавляет Селезнев.

Как обжалуется штраф

После того, как человек получил копию постановления о штрафе, у него есть 10 дней, чтобы подать жалобу. В ней необходимо указать свои данные, контакты, номер постановления о штрафе и его копию, и отправить заказным письмом с описью вложения в суд того района, где произошло правонарушение. Рассматривается такая жалоба два месяца.

Как москвичи нарушали самоизоляцию

Протоколы, составленные по московскому КоАП, Мосгорсуд не раскрывает, но по административным делам по российскому КоАП можно судить о том, какие проступки совершали москвичи. В большинстве случаев штрафы во время общей самоизоляции получали жители столицы, которые без необходимости покидали свои дома, работающие с людьми без маски и перчаток, а после открытия границ с зарубежными странами — те, кто в течение трех дней не сообщил о результатах теста на коронавирус по возвращении в Россию. Но были и другие причины. 

Некоторые жители Москвы во время самоизоляции продолжали пользоваться запрещенными косметическими услугами — делать стрижку, маникюр, эпиляцию, наращивать ресницы. Предоставлялись такие услуги как в салонах (которые должны были быть закрыты), так и на дому. Наказывали таких работников салонов и их клиентов нестрого — на 1000-2000 рублей. Аналогичные штрафы выписывали работникам массажных салонов. По дорогостоящей статье 6.3 таких работников штрафовали, если они были заражены коронавирусом: так, одна из жительниц Москвы, будучи зараженной, оказывала парикмахерские услуги и услуги визажиста у себя на дому, за что получила штраф в 15000 рублей. Аналогичное наказание понес сотрудник магазина, который вышел на рабочее место, несмотря на предписание врача. 

Досталось и другим работникам сферы обслуживания. Например, один из оштрафованных, согласно протоколу, «допустил оказание консультации по ремонту обуви»: ответил на звонок и впустил в мастерскую некоего человека, который впоследствии оказался сотрудником полиции. 

Посещение запрещенных объектов

Еще одно распространенное нарушение — прогулки в московских парках, закрытых на период самоизоляции: судя по протоколам, там задерживали целые компании москвичей. Карался такой проступок также минимальным штрафом. 

Но жителей столицы задерживали и не в столь очевидных местах — например, несколько человек в середине апреля были оштрафованы на территории ПАО Радиофизика, где пытались сфотографироваться в безэховой камере. Штраф за посещение режимного объекта составил 7000 рублей каждому. Еще большие штрафы — на 30 000 и 40 000 рублей — получили по статье 6.3 КоАП актер Никита Джигурда и балерина Анастасия Волочкова, решившие во время карантина посетить Дивеевский женский монастырь в Нижегородской области.

Социальное не-дистанцирование

Работников магазинов наказывали не только за работу без масок и перчаток, но и за отсутствие на полу специальной разметки для соблюдения социальной дистанции в 1,5 метра. Наносить такую разметку требовалось и в более неожиданных заведениях: например, за ее отсутствие оштрафован работник массажного салона, а также хозяин сауны на маломерном судне в Строгино.

Одиночные пикеты

По завершении периода самоизоляции по статье 20.6.1 стали штрафовать участников одиночных пикетов. Таких штрафов в базе данных Мосгорсуда насчитывается по меньшей мере семь. Причем по двум из них опубликованы суммы штрафов, составляющие 15 000 и 30 000 рублей. Хотя активисты, как правило, в свою защиту отмечали, что стояли в отдалении от людей и использовали маски и перчатки, полиция трактовала из действия как «публичные» мероприятия» — а они указом мэра в период карантина запрещены.

https://www.forbes.ru/obshchestvo/412083-moskvichi-obzhalovali-v-sudah-shtrafy-za-narushenie-karantina-bolee-chem-na-270

Халва (Совкомбанк) - карта рассрочки