Смартфоны отвоевывают аудиторию у фотоаппаратов с хорошей оптикой, «зеркалок». Как производители фототехники меняют стратегии в эпоху цифровой трансформации?
Главным трендом последних лет остается мобильность. Мощные компьютеры, которые можно брать с собой (а лучше снять клавиатуру и превратить в планшет), онлайн-сервисы для решения большинства задач и, конечно же, смартфоны. По данным IDC, в прошлом году было выпущено 1,47 млрд смартфонов по всему миру. Почти во всех из них есть камера.
С развитием технологий качество мобильных фотографий заметно выросло, однако по-прежнему уступает снимкам, сделанным на современный зеркальный фотоаппарат с хорошей оптикой. Светосила, размер матрицы, цветопередача – по всем этим ключевым параметрам небольшие камеры телефонов отстают от своих «старших» братьев. Главным же преимуществом смартфона, помимо компактности, остается скорость. Вы делаете снимок и сразу выкладываете его в сеть или отправляете по почте – для большинства пользователей этого было достаточно. Теперь же ситуация начинает меняться в сторону единой экосистемы. Новые технологии позволяют за несколько секунд перенести снимок с фотоаппарата на телефон, сохраняя высокую скорость работы и предлагая совершенно иной уровень качества по сравнению с любимым мобильным устройством.
Вслед за пользователем
Рынку фототехники не впервой следовать за трендами и изменяющимися потребностями клиентов. Подобная ситуация произошла и во время цифровой эволюции.
Первые цифровые фотоаппараты начали появляться во второй половине двадцатого века, однако широкого распространения не получили. Интерес к технологии увеличивался вместе с развитием рынка персональных компьютеров, что прослеживается и в появлении профильных программ. В 1987 году для Macintosh вышла Display, которая (после ее покупки Adobe Systems) в дальнейшем оказалась переименована в Photoshop.
Примерно в это же время производители фототехники боролись с важной проблемой – выбором носителя для записи информации. Часто они были очень тяжелыми. Так, в 1991 году компания Kodak выкупила камеры Nikon F3 и создала на их основе Kodak DCS – фотоаппарат с отдельным винчестером и блоком питания, который весил около 5 кг. Стоимость составляла около $20 000-25 000, что и по нынешним меркам очень много. Однако, несмотря на это, за три года было продано почти тысяча Kodak DCS. Как так получилось?
Пока обычным пользователям хватало и пленки, профессионалам потребовалась оперативная передача изображения. Рабочие процессы все больше ускорялись, и проявка фотографий перестала вписываться в график. Особенно это касалось фотографов информационных агентств и газет, для которых скорость эквивалентна доходу.
Решающий штурм цифровой фототехники начался с появлением компактных карт памяти CompactFlash в 1995 году. Цифровые фотоаппараты начали захватывать рынок. По данным GfK, уже к 2002 году в США ни них приходилось 38% от общего объема продаж фототехники, а в Японии – 66%. По подсчетам IDC, в 2003 году было напечатано около 15,4 млрд цифровых снимков.
Потребности нового времени
Сегодня зеркальная камера – основной инструмент в работе фотографов по всему миру. Такое устройство позволяет добиться высокого качества изображения и предоставляет широкие возможности для съемки. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие несколько лет зеркальные фотоаппараты сохранят за собой статус основного инструмента профессионалов и увлеченных любителей. В то же время глобальный рынок цифрового фото неуклонно изменяется, следуя за основными трендами.
Главным фактором, повлиявшим на индустрию, оказалось развитие рынка мобильной техники и интернета. С середины 2000-х у пользователей появилась новая потребность – делиться цифровым контентом по сети со своими близкими и друзьями. YouTube появился в 2005 году, Facebook — в 2004 году. Сегодня в каждом из этих сервисов зарегистрировано более миллиарда пользователей. И многие из них регулярно выкладывают в сеть новые фотографии и видео.
Подобная цифровая трансформация жизни привела к тому, что рядовым пользователям потребовались устройства, позволяющие делать снимки или видео и максимально быстро выкладывать их в сеть или делиться ими. В результате камера смартфона очень быстро стала самым распространенным фотоустройством. Зачастую смартфонам не хватало функциональности для определенных видов фото/видеосъемки, и достаточно скоро на рынке начали появляться альтернативные гаджеты для съемки, способные синхронизироваться с мобильным устройством для удобного управления и быстрой передачи изображения. Например, защищенные от воздействия внешней среды экшн-камеры, ставшие незаменимым аксессуаром для многих любителей экстремальных видов спорта, активного образа жизни и путешествий.
По данным Photoindustrie-Verband (PIV) в 2011 году было продано чуть меньше 1 млн экшн-камер, а в 2016 году – уже 10,5 млн. Ожидается, что рост этого сегмента рынка сохранится. Более того, теперь подобные устройства появились в продуктовой линейке крупных игроков из мира фототехники.
Эксперименты в области расширения функций смартфона за счет сторонних камер наблюдаются и со стороны IT-компаний и самих социальных сетей. Так, совсем недавно американская компания Snap, разработчик мессенджера и сервиса обмена короткими фото Snapchat, открыла предзаказ на свои очки Spectacles. Они позволяют снимать короткие видеоролики, которые затем передаются на умное устройство через Bluetooth или Wi-Fi. Компания верит в перспективность данного направления.
Фотоаппараты снова в строю
В сложившейся ситуации образовался своеобразный разрыв – устройства, синхронизирующиеся со смартфонами, умеют снимать хорошие видео. Однако если пользователям нужно отправить фотографии высокого качества, то для их загрузки с цифровой зеркальной камеры необходим компьютер с картридером или шнур. В эпоху массовой мобильности это — «лишнее звено».
Чтобы оставаться на передовой актуальных трендов (как в свое время произошло и с переходом на «цифру»), производители фототехники начали внедрять в камеры технологии для синхронизации с умными устройствами через Bluetooth или Wi-Fi. Вместо борьбы с активно развивающимся рынком мобильной фотографии был выбран путь синергии. В недавнем обзоре одного из таких фотоаппаратов The Huffington Post указали, что это отличная идея и движение в правильном направлении.
В результате синхронизации между устройствами снимок, сделанный на зеркальную фотокамеру, автоматически и без усилий передается на смартфон, в несколько касаний им можно поделиться в социальных сетях или переслать вместе со срочной новостью в СМИ. С единой экосистемой при репортажной съемке с места событий фотограф получает возможность сразу отправить ценные кадры редактору, не тратя лишнее время на загрузку в компьютер. Также и тревел-журналисту больше нет нужды возить с собой тяжелый ноутбук, ведь для передачи красивых снимков и написания постов достаточно фотоаппарата и планшета.
Пока рано говорить о конкретных бизнес-результатах – подобные камеры начали появляться совсем недавно. Оглядываясь на опыт экшн-камер, можно предположить, что это движение придаст новый импульс развитию рынка фототехники, что откроет дополнительные возможности для других представителей бизнеса, например, разработчиков ПО. Не исключено, что в будущем при популяризации данного направления появятся сторонние решения для синхронизации камеры и смарфтона. По прогнозам Photoindustrie-Verband (PIV), к 2020 году рынок мобильных приложений увеличится почти вдвое. Кроме того, появятся новые приложения с функциями как для профессиональных фотографов, так и для любителей, позволяя сделать использование камеры максимально удобным. Возможен и выход на рынок новых умных устройств со встроенным ПО для работы с зеркальной камерой. Интегрированные в камеру Wi-Fi и Bluetooth в целом существенно расширяют возможности взаимодействия сторонних компаний с производителями и их фотоаппаратами. И будущее покажет, насколько это окажется актуально.
Тренды существенно изменили нашу жизнь, и теперь производители фотокамер готовы к ответным действиям. А это значит, что впереди нас ждет много интересного.