Что говорят эксперты о планах сноса московских «хрущевок»
Фото: Сергей Ермохин / РИА Новости
Не так давно темой активных обсуждений стала фраза президента России Владимира Путина, сказанная им в беседе с мэром Москвы, о необходимости улучшить жилищные условия москвичей за счет переселения их из старых пятиэтажек в новые дома. Вопрос о перспективах этого процесса вызвал ажиотаж и споры в кругах риелторов и аналитиков.
Продавать или не продавать?
В последнее время из риелторской базы все чаще удаляют ранее выставленные на продажу квартиры в пятиэтажках. Видимо, владельцы взяли тайм-аут для принятия окончательного решения — в надежде на повышение цен на свою малопривлекательную до недавних событий недвижимость.
Управляющий директор брокерского департамента «МИЭЛЬ — Сеть офисов недвижимости» Александр Москатов комментирует предполагаемый снос «хрущевок» следующим образом: «Данную новость стоит воспринимать пока только как информационный повод. Владельцам жилья в пятиэтажных домах не имеет смысла паниковать или принимать скоропалительные решения по продаже своего ветхого жилья. Равно как и приобретение жилья в домах «под снос» не стоит планировать на ближайшую перспективу, потому что в нынешних условиях рынка и при общей тенденции к снижению не ожидается значительного роста цен на такую недвижимость, как это было на первом этапе кампании по сносу, которая проходила с 1999 года. Законодательная база еще не подготовлена, перечня домов, подлежащих сносу с расселением жильцов, пока тоже нет. А самое главное — нет тех домов, куда будут переселять москвичей из ветхого жилья. Даже проектирование еще не началось. Программа долгосрочная, поэтому имеет смысл просто понаблюдать за ситуацией и подождать, будут ли внесены поправки в действующее законодательство».
В ходе предыдущего этапа сноса ветхого жилья, который так и остался незавершенным, в законодательстве не были учтены нюансы, которые могли бы, к примеру, пресечь появление «бездонных» квартир — когда в маленькой «хрущевке» было прописано множество человек, причем все они являлись собственниками, а после сноса каждый дольщик претендовал на улучшение жилищных условий и получал-таки от города отдельную квартиру.
В связи с тем, что под строительство новых домов, вероятнее всего, будет выделяться земля под сносимыми зданиями (точечная застройка), класс такой недвижимости будет ниже среднего, поэтому подземные автостоянки предусмотрены не будут, что может создать проблемы с парковкой.
При застройке промзон уже возникнут проблемы другого уровня — с подведением коммуникаций и созданием инфраструктуры. Таким образом, назвать такие проекты очень выгодными для девелоперов можно с трудом.
Радоваться или плакать?
Тогда как для большинства москвичей заселение в новые дома повышенной комфортности будет долгожданной переменой к лучшему, есть и те, кто с опаской относится к перспективе переезда.
Жительница пятиэтажного дома Татьяна Павловна, к примеру, рассказывает, что сейчас окна ее дома в Сосновом бору смотрят на Москву-реку, у нее тихий тенистый зеленый двор, «а потом кто его знает, где новый дом постоят»…
У Веры Ивановны, пенсионерки из Текстильщиков свои заботы: «Мне 70 лет, уже 40 лет живу в этом доме, а теперь, выходит, старый хлам везти в новые хоромы. Тут соседи у меня хорошие, помогают: за лекарствами сходят, за продуктами… А на новом месте к кому обратиться?».
В конечном итоге можно сказать одно: инициатива по сносу старых домов в аварийном состоянии и без удобств действительно скажется благоприятно на жизни москвичей, но к ее осуществлению необходим комплексный, взвешенный подход.
Впрочем, результаты работы правительства Москвы по улучшению условий жизни в столице дают достаточные основания ожидать успеха и от этого сложного, но важного для города проекта.