Почему можно ожидать роста нефтяных цен в ближайшее время, какую роль в этом сыграет Китай и как нефтяной фактор отразится на росте ВВП России?
Обвал мировых цен на нефть в 2014 году ударил по платежным балансам и бюджетам стран, в экспорте и ВВП которых добыча сырья занимает значительную долю. Многие экспортеры нефти (в частности, Россия, Бразилия, Казахстан, Норвегия, Нигерия) вынуждены были существенно девальвировать свои национальные валюты, чтобы избежать чрезмерного расходования золотовалютных резервов, а также значительно ужесточить политику в области бюджетных расходов. В течение 2015-2016 годов цены на нефть колебались преимущественно в диапазоне от $30 до $60 за баррель, причем основные экспортеры, казалось, вполне приспособились к новым уровням.
Тем не менее по мере замедления темпов роста добычи сланцевой нефти в США (что, как полагают многие эксперты, являлось основной целью действий Саудовской Аравии в 2014 году, направленных на увеличение предложения нефти на рынке, и резком снижении цен на нее) идеи повлиять на нефтяные цены в сторону повышения опять начали преобладать среди руководителей стран-экспортеров. 10 декабря 2016 года члены ОПЕК и страны, не входящие в эту организацию, впервые с 2001 года достигли соглашения, которое предусматривает сокращение суточного предложения нефти на рынке на 1,8 млн баррелей. Это соглашение должно действовать до конца июня 2017 года, однако в мае участники вполне могут принять решение о его продлении.
Реакция нефтяных цен на соглашение от 10 декабря показывает, что участники рынка не поверили в способность стран-экспортеров нефти жестко придерживаться достигнутых договоренностей. Проблема не всегда дисциплинированного поведения экспортеров нефти имеет довольно длинную историю и хорошо известна участникам рынков. Чтобы развеять эти сомнения, в воскресенье, 22 января, состоялась встреча, в которой участвовали как члены ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и другие), так и страны, не входящие в организацию (Россия, Оман). Участники должны были выработать механизм контроля над исполнением решений, принятых 10 декабря. Не вдаваясь в технические детали, можно сделать вывод, что на этот раз участники соглашения, по-видимому, серьезно настроены на выполнение его условий. Как заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих, страны, подписавшие соглашение, уже сократили предложение нефти на рынке на 1,5 млн баррелей в день, что составляет более 80% от заявленного плана.
В случае дисциплинированного поведения участников соглашения от 10 декабря при прочих равных условиях можно надеяться на продолжение определенного роста нефтяных цен. Этому также будет способствовать высокий спрос на нефть со стороны Китая. Аналитики китайской нефтяной компании CNPC на прошлой неделе опубликовали прогноз, согласно которому чистый импорт сырой нефти со стороны Китая в 2017 году повысится примерно на 0,4 млн баррелей в день, что, хотя и меньше темпов роста, зафиксированных в 2016 году, тем не менее довольно существенно.
Однако не стоит забывать и про факторы, которые могут не позволить котировкам нефти уйти выше текущих значений. В частности, следует учитывать рост добычи сланцевой нефти в США, которая становится частично рентабельной уже при существующих ценах. Этот рост может продолжиться благодаря политике дерегулирования новоизбранного президента Дональда Трампа. Помимо этого, давление на нефтяные котировки может оказать продажа на рынке части стратегических запасов нефти США (Strategic Petroleum Reserve).
Что касается России, то у нас в настоящее время существует довольно значительный запас прочности даже при не вполне благоприятной динамике цен на нефть. Принятый трехлетний бюджет России рассчитан исходя из консервативного сценария, предполагающего цены на нефть на уровне $40 за баррель. В то же время снижение цен на нефть при прочих равных условиях несколько снизит курс российской национальной валюты, что усилит международные конкурентные преимущества российских экспортеров. Принимая во внимание все эти факторы, аналитики Citi не исключают роста реального ВВП России в 2017 году на 2%.