Число пенсионеров в России в ближайшее десятилетие будет стремительно расти. К 2025 году доля пожилых людей в нашей стране дойдет до 27 процентов.
А к 2035 году их будет больше, чем работающих, сказал первый замминистра труда и соцзащиты Алексей Вовченко на конференции "Общество для всех возрастов". Впрочем, по мнению экспертов, это общемировой тренд, и бояться этого не следует, да и вклад пожилых в экономику очень весом, да и производительность труда выше, чем у молодежи.
По словам Вовченко, старение населения заставляет государства и общества пересмотреть взгляд на возраст 60 лет и старше. И уже сейчас государство должно дать ответы на вопросы, какими будут потребности этих людей и как будет воспринимать их общество.
Ответы на эти вопросы должны быть учтены в стратегии долговременного ухода за пожилыми людьми, разработать которую поручил в этом году президент страны. И здесь важно помнить, когда растет продолжительность жизни, потребности людей в старшем возрасте (а по классификации ВОЗ, 60-74 лет) больше не ограничиваются простыми вещами, например, уходом. Появляется необходимость встраивать их в профессиональную и социальную жизнь.
У тех, кому еще нет тридцати лет, производительность труда ниже, чем у тех, кто старше 55-60 лет
По словам проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, люди старшего возраста приносят большую пользу государству, в том числе экономическую. Он привел данные исследования, проведенного Английским обществом защиты прав пожилых граждан. В Англии общие затраты государства на систему соцзащиты пенсионеров меньше, чем доход, который приносят эти люди. Разница 44 миллиарда фунтов стерлингов, уточнил Сафонов. Речь идет о людях, перешагнувших 65 лет. А 44 миллиарда — это и налоги, которые они платят, и доход от их потребительского спроса. "По прогнозам, к 2030 году число пожилых англичан вырастет, а вместе с ним и профицит — до 70 миллиардов фунтов стерлингов", — продолжил эксперт.
А что в России? Сейчас у нас 43,2 миллиона пожилых людей. Но катастрофы нет — 12 миллионов продолжают работать, чего не было в СССР, говорит Александр Сафонов.
Что они приносят? Примерно 12 триллионов рублей потребительского спроса. И это обеспечивает около 10 миллионов рабочих мест. Причем потребительские предпочтения стариков относятся к отечественным производителям.
Что касается рынка труда в России, тут все неблагополучно. Несмотря на то что пять лет назад в Трудовой кодекс были внесены поправки, запрещающие возрастную дискриминацию, она никуда не делась.
"Однако по отчетам крупных кадровых агентств, люди сталкиваются с возрастными дискриминациями на рынке труда с 45 лет. 81 процент работодателей признавались, что не хотят брать стариков на работу. А при помощи таких крупных платформ, как "Суперджоб.ру" и "Хедхантер.ру", смогли трудоустроиться только три процента людей старше 45 лет", — говорит Александр Сафонов.
А значит, нужно объяснять работодателям, что люди старших возрастов очень полезны на предприятиях. Во-первых, у них большой опыт, они допускают меньше ошибок. Исследование, проведенное в странах ОЭСР, показало, что производительность труда людей до 29 лет ниже, чем у тех, кто старше 55-60 лет, добавил эксперт.