Эльвира Набиуллина
C 2019 года Банк России вводит новые требования в рынку внебиржевых деривативов. Для банков это обернется снижением маржи и уровня комиссионных, а для рынка — ликвидности
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, выявил низкую устойчивость банков к экономическим потрясениям. В этой связи центральные банки стран G20 стали проводить политику по снижению системных рисков, связанных с внебиржевыми производными инструментами.
Частью этой политики стало введение обязательного маржирования сделок с деривативами, заключенными не на бирже (свопами, форвардами и опционами). Это значит, что клиент, приобретая производные финансовые инструменты, должен быть готовым внести в банк средства в качестве обеспечения на случай увеличения разницы между текущими рыночными ценами и условиями по сделке ПФИ.
С 2011 года маржирование было внедрено странами Евросоюза, США, Гонконгом, Сингапуром и в настоящее время находится на стадии внедрения в странах БРИКС — Бразилии, Индии, Китае и ЮАР. Россия вводит эту обязательную меру в сентябре 2019 года — интеграция в мировую экономику невозможна без соблюдения современных рекомендаций в области банковского регулирования.
Изначально запуск намечался на 2018 год, но впоследствии он был отложен — регулятору потребовалось дополнительное время для реализации замечаний, полученных от профучастников рынка по итогам консультаций.
Каким будет регулирование
Несмотря на то, что Банк России в целом учел точку зрения профессиональных участников рынка, их наиболее важное предложение пока не нашло поддержки у регулятора. Речь идет о возможности исключить условие обязательного маржирования сделок с ПФИ, если они заключены с целью хеджирования рисков клиентами корпоративного сектора.
Среди других инициатив банковского сообщества — распространение исключения на маржирование сделок с ПФИ короче 30 дней, на поставочные валютные опционы и на маржирование для нефинансовых организаций, а также введение дополнительного порога для начальной маржи.
Между тем, предложенный Центробанком подход предполагает появление пороговых значений для начальной (гарантийный залог) и вариационной (минимальная сумма на счете, позволяющая держать позицию) маржи.
На первом этапе реформы внесение вариационной маржи будет обязательным для профессиональных участников рынка при портфеле сделок, превышающим 100 млрд рублей, начальной маржи — при портфеле более 600 млрд рублей. В течение последующих четырех лет эти значения планируется снизить до уровня 80 млрд рублей. В качестве обеспечения сделок будут приниматься рубли, основные конвертируемые валюты, золото и ценные долговые бумаги с соответствующими рейтингами.
Банк России планирует вводить обязательное маржирование внебиржевых ПФИ поэтапно для разных категорий участников рынка, которые он выделил специально для этих целей.
К первой категории отнесены кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, доверительные управляющие, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Ко второй — лица, заключающие сделки с ПФИ на внебиржевом рынке и не попавшие в первую категорию. На них обязательное маржирование предлагается распространить c 1 сентября 2020 года.
При трансграничных сделках ограничение распространится также на государства, в которых отсутствуют требования об обязательном маржировании. В отношении сделок с контрагентами из таких стран российскому участнику не придется вносить маржу, но он будет должен получать маржинальные платежи в соответствии с правилами, действующими в России.
Сейчас Банк России дорабатывает новый нормативный акт. Его финальная версия должна прояснить ряд моментов, которые в значительной степени определят дальнейшую траекторию и динамику рынка .
Например, отсутствие достаточной международной практики по централизованному клирингу валютных форвардных контрактов, валютных свопов и вероятности возникновения регуляторного арбитража в отсутствии требования об обязательном централизованном клиринге валютных ПФИ в иных юрисдикциях; требование об обязательном централизованном клиринге для организаций, являющихся резидентами иностранного государства; отсутствие в российском праве оптимальной конструкции для начальной маржи (залог является недостаточно удобным инструментом, в то время как титул не защищает в случае банкротств).
Как это отразится на рынке
Изменения потребуют серьезной трансформации рынка, главная цель которой — повысить его прозрачность. Сейчас значительное количество деривативов не стандартизировано, и в отношении обязательств, возникающих из них, не осуществляется клиринг с участием центрального контрагента. Это значит, что риск неисполнения обязательств по ПФИ довольно высок.
Например, в 2013-2014 годах финансовые потери крупнейших российских корпораций по сделкам внебиржевого хеджирования оказались сопоставимы с прибылью компаний. Общая сумма потерь оценивалась в 290 млрд рублей.
Безусловно, первой реакцией рынка на реформу 2019 года может стать отток ликвидности у компаний, имеющих немаржируемые сделки с ПФИ на балансе, и сокращение доходов банков. Вместе с тем на рынке должна повыситься конкуренция, а число его участников — увеличиться за счет некрупных финансовых институтов, работу с которыми на рынке ПФИ многие клиенты до сих пор считали рискованной.
Пока же до 80% сделок с деривативами сформировано крупными банками. Со вступлением новых правил игры рынок должен серьезно сегментироваться. Для корпоративных клиентов введение обязательного маржирования сделает одинаково привлекательными сделки как с крупными, так и с небольшими банками. Кстати, последние смогут увеличить свой доход от текущих и новых клиентов за счет кросс-продаж — на сегодняшний день этот канал остается наиболее эффективным способом достижения роста.
Таким образом, роль крупных банков снизится, зато увеличится объем сделок, проводимых через организованные торговые площадки. Рынок расширится не только за периметр интересов крупных игроков, но и других сегментов рынка и даже стран.
Стоит отметить, что соответствие новым жестким требованиям регулятора для обновленного состава участников рынка ПФИ будет означать дополнительную гарантию надежности и прозрачного бизнеса. На сегодняшний день это важные посылы рынку в целом, и рейтинговым агентствам и клиентам кредитных организаций в частности.
Вместе с тем, важно, чтобы проводимые изменения сохранили для участников рынка определенный выбор возможностей — любые жесткие ограничения могут привести к существенному уменьшению объема российского рынка деривативов.