Налоговая реформа Дональда Трампа может стать важнейшим событием для мировых рынков. Как она повлияет на американскую экономику и чего ждать от нее инвестору?
Инвесторы со всего мира следят за развитием ситуации с американской налоговой реформой, задуманной президентом США Дональдом Трампом, затаив дыхание. Это неудивительно: ведь она может поменять условия ведения бизнеса в крупнейшей экономике мира и принести повышенные дивиденды акционерам.
Реформа предполагает общее снижение налоговой нагрузки для компаний любого уровня. Ее проведение должно побудить местные корпорации нарастить инвестиции, а транснациональных американских гигантов – увеличить вложения в существующий бизнес на территории США, в том числе путем репатриации прибыли или какой-то ее части.
Вопрос репатриации в основном касается компаний IT-сектора, которые очень любили применять офшорные схемы и концентрировать прибыль за рубежом, чтобы не платить высокие американские корпоративные налоги. Согласно последней отчетности, размер наличных средств и активов, приравненных к таковым, на балансах у ряда компаний США составляет годовой бюджет приличного государства и превышает годовой ВВП многих стран мира:
- Apple — $269 млрд
- Microsoft — $133 млрд
- General Electric — $93 млрд
- Alphabet (Google) — $86 млрд
- Cisco Systems — $70,5 млрд
- Oracle — $66 млрд
Если такие корпорации примут решение о репатриации прибыли, то выиграют, в первую очередь, их акционеры. Они могут рассчитывать как минимум на увеличение возврата средств через дивиденды и/или расширение программ выкупа акций.
Хотя проекту, возможно, придется претерпеть некоторые изменения перед тем как стать законом, основная его концепция уже обрела очертания.
Крупный бизнес
Один из главных посылов текущего проекта налоговой реформы — стремление сделать американские корпорации более конкурентоспособными по сравнению с соперниками из других развитых стран. Эти цели преследует снижение налога на прибыль с 35% до 20%.
Разумеется, нет гарантий, что налоги в других странах также не будут снижаться, но пока таких изменений нет в информационной повестке.
Конгресс США предлагает разрешить одномоментно амортизировать полную стоимость капитального оборудования, тем самым снижая налогооблагаемую базу. Такую опцию могут ввести на 5 лет, чтобы не дестабилизировать бюджет. В целом это должно побудить корпорации нарастить инвестиционную активность и капитальные вложения.
Важный элемент мозаики реформы налогообложения корпораций — вопрос «офшорных» доходов американских компаний. Чтобы привести американский налоговый кодекс в соответствие с мировой практикой, Конгресс предлагает отказаться от экстерриториального принципа налогообложения доходов иностранных дочерних предприятий американских компаний.
При этом, чтобы не поощрять вывод прибыли компаний США в низконалоговые юрисдикции, будет установлен ряд ограничений. Так, например, 20% ставка налога на прибыль будет применяться только к 50% любых «избыточных» доходов (любые доходы сверх нормализованных для активов такого типа), заработанных за рубежом.
Помимо всего прочего проект предлагает своеобразную одномоментную «налоговую индульгенцию» на денежные средства, находящиеся на офшорных счетах американских компаний. Это одноразовый 12% налог на доходы предыдущих периодов, находящиеся в денежной форме, или 5% в случае их реинвестирования в существующий бизнес на территории США.
Средний и мелкий бизнес
Налоговая реформа Дональда Трампа также может оказать существенное влияние на американские компании со средней капитализацией (от $2 до $10 млрд). Конгресс предлагает ввести новую единую ставку налога на прибыль в 25% для владельцев малых предприятий и партнерств с ограниченной ответственностью, а также для индивидуальных предпринимателей.
Это должно устранить практику так называемых «транзитных бизнесов», когда доходы предприятия не облагаются налогом на уровне самой компании, а переходят транзитом на уровень физического лица-владельца, где и получают ставку по прогрессивной шкале до 39,6%.
Для таких доходов предусмотрены ограничения на их размер — до 30%. Это нужно, чтобы не было соблазна снизить индивидуальный подоходный налог сразу на 15%, просто перерегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, если, например, до этого человек зарабатывал деньги как наемный высокооплачиваемый консультант.
Налогообложение физических лиц
Проект также предусматривает ряд изменений в части ставок индивидуальных налогов, вычетов, налоговых освобождений и надбавок. В частности, прогрессивную шкалу налогообложения Конгресс предлагает сохранить с потолком в 39,6%.
Под такую ставку попадут заработки свыше $500 000 в год (в настоящий момент это $418 000) для «одиноких» граждан и свыше $1 млн (против $470 000 сейчас) для супружеских пар, которые декларируют доход совместно.
Одновременно практически удваиваются стандартные налоговые вычеты для «одиноких» — до $12 000 с текущих $6 350, для супружеских пар — до $24 000 с текущих $12 700. Однако при этом параллельно отменяются и/или снижаются другие разнообразные налоговые вычеты. Например, на размер процентных платежей по ипотеке.
Влияние на рынки
Существует мнение, что перенос производства в США (наряду с набирающей ход глобальной «роботизацией 2.0») может оказать крайне негативное влияние на ряд развивающихся рынков. Особенно это касается тех, где главным и, по сути, единственным преимуществом является дешевая рабочая сила.
Тем не менее бить тревогу пока рано, поскольку не ясно, как пойдет реальное претворение в жизнь проекта налоговой реформы и насколько корпорации будут готовы последовать этому плану.
Потенциальное принятие налоговой реформы в текущем виде будет иметь как позитивные, так и негативные последствия для отдельных направлений экономики и различных классов активов, а именно:
— помогут бизнесу компаний малой и средней капитализации, по определению ориентированных на внутренний рынок. Они широко представлены в соответствующем индексе Russell 2000;
— подстегнут рост экономики в целом через расширение платежеспособного спроса и увеличения инвестиций;
— поспособствуют росту широкого рынка акций (S&P 500, Russell 2000). При этом стоит ожидать повышенного спроса в акциях корпораций – потенциальных «репатриантов»;
— вызовут рост доходностей и увеличение наклона кривой доходности у облигаций — особенно, у бумаг с большой дюрацией;
— могут создать довольно серьезный спрос на доллар и соответствующее давление на валюты, из которых деньги будут конвертироваться, в связи с массированной репатриации офшорных прибылей;
— могут усилить давление на ценные бумаги (в основном, облигации), в которые эти валюты были вложены.
Так или иначе, вряд ли стоит ожидать эффект лавины. Все будет делаться спокойно и размеренно, чтобы не вносить ненужную дестабилизацию на финансовые рынки.