Январское ралли на российском фондовом рынке стало следствием «отложенного спроса», а также возросшего аппетита глобальных игроков к рискованных активам. В скором времени ситуация может измениться
Начало 2018 года войдет в историю российского фондового рынка как момент самого значительного рождественского ралли десятилетия. Индекс Московской биржи на торгах утром 19 января достигал отметки 2306 пунктов, что является максимальным значением с момента начала расчета этого индекса в 1997 году.
Благодарить за такую динамику мы должны, прежде всего, иностранных инвесторов, обеспечивших в начале января рекордный приток средств в Россию, несмотря на возможное ужесточение санкций уже в ближайшем будущем.
Согласно отчетам Emerging Portfolio Fund Research (EPFR) Global, чистый приток капитала в фонды, инвестирующие в российские акции и облигации, за первые 17 дней 2018 года превысил $1 млрд, из них на долю акций пришлось больше половины средств — $550 млн. Это хороший показатель, учитывая, что общий приток капитала на рынки развивающихся стран за этот период составил $6 млрд.
Рекордные притоки капитала являются следствием невероятной веры инвесторов в дальнейший рост мировой экономики, и уверенность эта настолько сильна, что глобальные игроки не просто увеличивают аппетит к рискованным активам, но и готовы игнорировать очевидные риски.
Десятилетие низких ставок в сочетании с беспрецедентным избытком ликвидности стало временем экономического роста в развивающихся странах и восстановление развитых экономик после кризиса 2007-2008 годов. Глобализация обеспечила в этот период большинству развивающихся стран ускоренное экономическое и технологическое развитие.
На этих факторах сейчас основано большинство оптимистичных прогнозов относительно ускорения мирового экономического роста в 2018 году, что в условиях избытка ликвидности на глобальном рынке капитала формирует продолжение «бычьего» тренда на фондовых площадках и способствует интересу инвесторов к рисковых или недооцененным активам. Например, к российским акциям.
Догоняющее ралли
Фондовые индексы России завершили прошлый год в минусе и заметно отстали от большинства мировых площадок и рынков развивающихся стран. Индекс MSCI Emerging Markets вырос за прошлый год на 37%, в то время как индикатор РТС упал на 0,3%, а индекс Мосбиржи — на 7,5%. По самому простому финансовому показателю оценки — коэффициенту Р/Е (отношение цены акции к прибыли) российский фондовый рынок заметно отстал от американского.
Значение этого усредненного коэффициента в индексе Мосбиржи находится в районе 6, в то время как текущее значение Р/Е в индексе широкого рынка США S&P 500 составляет 26,17, в промышленном индексе Dow Jones Industrial — 23,7 при средней дивидендной доходности 1,98% годовых. Именно поэтому сейчас мы наблюдаем классическое «догоняющее ралли» на российском рынке. Инвесторы наконец-то обратили внимание на дешевизну российского рынка.
Достижение исторических максимумов индексом Московской биржи обусловлено объективными факторами. Во-первых, российский фондовый рынок представлен в основном акциями крупных корпораций, показывающих из года в год хорошие результаты, а половина веса индекса приходится на нефтегазовый сектор, который работает в благоприятных условиях восстановления цен на нефть и роста спроса на углеводороды во всем мире.
Во-вторых, мировые фондовые площадки демонстрировали настолько мощную положительную динамику в 2017 году, в то время как российский рынок по итогам года оказался в минусе, что сейчас инвесторы обратили внимание на фундаментальную недооцененность российских акций и закрывают глаза на риски будущих санкций в надежде успеть заработать. На этом фоне отечественный рынок пытается рекордными темпами сократить отставание.
Опасные инвестиции
Однако глобальные риски никуда не делись. В первую очередь, это риск ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США и возможность более быстрого повышения учетной ставки. В начале января президент ФРБ Нью-Йорка Уильям Дадли заявил в одном из интервью, что существует угроза перегрева экономики США, в том числе из-за сокращения налогов, поэтому американскому регулятору, в конце концов, «придется сильнее нажимать на тормоза». Это чревато жесткой просадкой финансовых рынков, предупредил чиновник.
Отсутствие достаточного количества ликвидности для дальнейших покупок в случае снижения цен на активы может привести к тому, что при появления тревожных сигналов и массового желания зафиксировать прибыль на рынке просто не окажется достаточного спроса на ценные бумаги. Это может спровоцировать резкое падение котировок на всех площадках по всему миру.
Отдельно стоит подчеркнуть, что и компании, и большинство государств за десятилетние низких ставок нарастили долги, при этом наиболее высокими темпами растет задолженность в развивающихся странах. Поскольку существует вероятность более быстрого повышения процентных ставок, чем это заложено в ожиданиях рынка и консенсус-прогнозах, доходность Казначейских облигаций США и гособлигаций других стран может пойти вверх.
Вслед за этим в сегменте суверенного долга начнут расширяться спреды и увеличиваться доходность корпоративных облигаций при одновременном падении их стоимости, что резко сократит возможности корпораций финансировать свою текущую деятельность или рефинансировать долговые обязательства. Это значит, что сократится и свободный денежный поток компаний, и дивидендная доходность их акций.
Кроме того, рост стоимости денег в мире, который, вероятно, начнется уже в первой половине 2018 года, ухудшит возможности для повсеместного рефинансирования долговых обязательств. А если учесть, что из облигаций на $100 трлн, торгующихся на мировом рынке, госбумаги на $9 трлн имеют отрицательные доходности — как отметил известный финансист и миллиардер Билл Гросс, это «сверхновая звезда, которая однажды взорвется».
Таким образом, причины для беспокойства у нас все же есть. К тому же геополитика может вмешаться в привычные обстоятельства и это создаст новую реальность, прежде всего, для российского рынка. В скором времени будут объявлены новые санкции США в отношении нефтегазового, финансового и транспортного секторов.
Впрочем, не стоит забывать, что российский фондовый рынок не отражает всей экономики и представлен крупными компаниями, бизнес которых может не пострадать из-за санкций или их негативное влияния окажется весьма ограниченным. Так что не стоит паниковать — просто нужно тщательнее подбирать акции для инвестирования и внимательно следить за всем, что происходит в мировой экономике и политике.
Опасная позиция. Стоит ли инвестировать в индекс Мосбиржи накануне санкций