В конце января мировые политические лидеры и представители монетарных властей встретились на форуме в Давосе, чтобы обсудить перспективы развития общества и экономики. Что ожидает Россию и мир в ближайшие годы?
23-26 января в Давосе прошел 48-й Всемирный экономический форум. В занесенном снегом альпийском мировая политическая и бизнес-элита обсуждала важнейшие вопросы развития экономики и искала пути к лучшему будущему. Главный посыл прошедшего форума — создание нового «социального контракта». Призыв к этому прозвучал от самого основателя ВЭФ, немецкого экономиста Клауса Шваба.
По его словам, мир пережил финансовый кризис, но вступил в социальный, и многим странам необходима помощь, чтобы научиться жить в новых реалиях. Одним из ключевых вызов нашего времени ученый считает увеличение разрыва между богатыми и бедными государствами. Какие еще глобальные тенденции, способные повлиять на нашу жизнь уже в ближайшие годы, отметили участники ВЭФ в Давосе?
Мировая экономика ускорится, а российская и британская — нет
Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард выразила оптимизм в отношении глобальной экономической ситуации. По ее словам, мир переживает sweet momentum, а экономика будет развиваться на полной мощности в ближайшие 2 года.
МВФ даже улучшил прогнозы по росту глобального ВВП до 3,9% в 2018 и 2019 годах. Такие изменения возможны за счет налоговой реформы в США и активизации международной торговли и инвестиций. Самой быстрорастущей экономикой мира останется Индия с прогнозируемой динамикой в 7,4%.
Чуть менее оптимистических взглядов придерживается и президент Всемирного банка Джим Ян Ким. Согласно официальному отчету Всемирного банка , в 2018 году рост ВВП в странах с развитой экономикой слегка снизится до 2,2 %, так как центральные банки постепенно будут «расчищать» пост-кризисный эффект, в свою очередь рост инвестиций стабилизируется.
Рост в развивающихся странах и на новых ранках в 2018 году усилится до 4,5%. Это обусловлено активизацией деятельности экспортеров сырьевых товаров на фоне повышения цен. По данным того же отчета экономика России будет расти в два с лишним раза медленнее, чем глобальный ВВП с отметками 1,7% в 2018 году и 1,5% в 2019 году соответственно.
Еще одна страна, для которой МВФ понизил экономический прогноз — Великобритания. По мнению экспертов, потенциальные риски для британской экономики в условиях выхода из Евросоюза остаются довольно высокими.
Европа сконцентрируется на инновациях
Европейские лидеры, присутствовавшие на форуме, уделили большое внимание цифровой экономике, пообещав направить максимум усилий на ее развитие. Канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила, что информация становится главным сырьем 21 века и бросает серьезные вызовы обществу — от экономической инклюзивности до вопросов личного пространства.
«ЕС будет двигаться в сторону «единого информационного рынка»,— пообещала германский лидер.
Президент Франции Эмманюэль Макрон, в свою очередь, заявил, что намерен сделать инновации центральной частью французской экономики — в течение пяти лет страна будет ежегодно инвестировать $15 млрд в образование и $10 млрд — в научные исследования.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй поддержала европейских коллег. Она вспомнила историю о том, как дрон спас двух мальчиков в море, сбросив им надувной матрас, и отметила, что благодаря технологиям можно на треть снизить количество заболеваний раком молочной железы. По словам Мэй, Великобритания уже разрабатывает цифровую хартию, в основе которой лежит набор определенных принципов.
При этом технологическое развитие несет в себе не только преимущества и возможности, но и угрозы, которые, по словам Мэй, должны быть разделены вместе с технологическими компаниями и инвесторами.
Главными угрозами станут климат, терроризм и разобщенность
По мнению премьер-министра Индии Нарендры Моди, изменение климата, терроризм и страх перед глобализацией — три главных риска на пути развития цивилизации. Некоторые страны слишком сфокусированы на своей повестке, в то время как существует целый ряд экономических и социальных вопросов, требующих совместного решения.
«Терроризм опасен, но еще опаснее искусственное различие, созданное между хорошими и плохими террористами», — заявил Моди.
Главный конкурент Индии в Тихоокеанском регионе, Китай, в течение ближайших трех лет намерен сосредоточиться на борьбе с тремя угрозами: финансовыми рисками, бедностью и загрязнением окружающей среды. Лиу Хе, правая рука председателя КНР Си Цзинь Пиня, возглавивший китайскую делегацию в этом году, заявил, что КНР продолжит повышать привлекательность финансового рынка страны для иностранцев в рамках программы «Один пояс, один путь».
Премьер-министр Норвегии Эрна Солберг подчеркнула, что мировому сообществу стоит сосредоточиться на вопросах коррупции и незаконных денежных потоков: «Необходимо бороться с налоговыми гаванями, препятствующими распределению ресурсов и прибылей».
Доверие к новым технологиям снизится
При всей воодушевленности общества цифровизацией, участники ВЭФ отметили некоторое разочарование в технологиях, которые еще недавно обещали всем «дивный новый мир» и обогащение.
Завышенные ожидания от развития технологий, которые могут привести к разочарованию, вопрос трудоустройства в будущем, связанный с автоматизацией рабочих мест, кризис системы образования и здравоохранения — вот три пункта, которые «не дают спать» главе Всемирного банка Джим Юн Киму.
Исследование, проведенное ВБ, показало, что когда люди подключаются к интернету и социальным сетям — они видят, как растут доходы других людей, и начинают ожидать повышения собственного заработка.
«С одной стороны, это мотивирует людей, но, с другой стороны, ожидания не всегда сбываются и в этом случае приводят к разочарованиям. Тогда есть риск возникновения конфликтов, экстремизма и миграции», — комментирует результаты исследования Юн Ким.
По некоторым данным, к 2025 году около 8 млрд человек получат доступ к интернету, и эффект от «такого подключения» несет большие риски стабильности мира, если страны не будут готовы к этому.
Отдельную угрозу представляет монополизация рынков крупными IТ-компаниями. Чем больше они развивают технологии искусственного интеллекта и внедряют ее в свою деятельность, тем более регулируемым становится интернет (поисковые браузеры, социальные сети), что, в свою очередь, ставит под удар личное пространство пользователей и возможность непредвзятого поиска информации.
Также вызывает опасения грядущая биотехнологическая и генетическая революция, которая сулит «взлом» генома и возможность программировать необходимое общество. Целый ряд сессий ВЭФ, например, Tech Do We Trust?, был посвящен этой теме.
Биткоин не признают полноценной валютой
На форуме довольно критично высказался о биткоине всемирно известный финансист Джордж Сорос: «Биткойн — это не валюта, поскольку валюта считается стабильным средством накопления, и ее курс не может меняться на 25% в день. По этой причине биткоин, например, не может использоваться для выплаты зарплаты. Но в случае, когда диктаторские режимы будут на подъеме, мы увидим другую концовку, так как правители в этих странах обратятся к биткоину, чтобы сохранить сбережения на черный день за границей».
Вопрос майнинга криптовалют тесно связан с повесткой климатического урегулирования, которая уже не первый год вызывает большую озабоченность мировой элиты в Давосе.
По данным ученых, расход электроэнергии для майнинга биткойна и прочих криптовалют за последний год утроился и достиг 37 гигаватт-чаcов в день. Для выработки такого количества энергии потребуется около 30 ядерных реакторов мощностью 1,2 гигаватт. Таким образом, майнинговая деятельность сильно нагревает планету и может крайне негативно сказаться на природных условиях.
«Майнинг биткойнов — это зло для энергетики. Если все продолжится в том же духе, то в 2018 году эта система будет потреблять столько же электричества, сколько вся Аргентина. Климат необратимо меняется, а мы лишь наблюдаем за тем, сколько угля использует Китай для майнинга биткойнов. Эта ситуация вызывает беспокойство», — заявила глава Международного валютного фонда Кристин Лагард.
Свою позицию в отношении криптовалют озвучили и представители Китайской народной республики.
«Цифровые деньги не являются конвертируемой валютой. Их реальная ценность для экономики еще должна быть доказана. В этом смысле мы не хотим, чтобы криптовалюты стали слишком значимыми и слишком широко торговались в Китае, поэтому Центральный банк фактически приказал закрыть торговлю биткоином в Китае», — прокомментировал ситуацию заместитель председателя Комиссии по регулированию ценных бумаг КНР Фанг Ксингхай.
Долю скептицизма по отношению к биткоину выразили и российские делегаты. Так. главы ВТБ Андрей Костин назвал биткоин «фейковой валютой». «Я думаю, правительство не может допустить этот растущий рынок денег, которые напечатаны кем-то, кроме правительства. Это достаточно необычно. Я думаю, что у биткоина нет большого будущего», — заявил он.