Профсоюз работников здравоохранения Москвы требует пересмотра дела Елены Мисюриной. Медицинское сообщество встревожено суровым приговором, по которому высококвалифицированный врач лишился свободы на два года. Елене Мисюриной вменялась врачебная ошибка при проведении диагностической процедуры — трепанобиопсии.
Однако, как отмечает профсоюз, доктор Мисюрина является опытным и признанным специалистом, она провела более 8 тысяч подобных манипуляций и спасла сотни человеческих жизней. "Мы уверены, что дело нашей коллеги требует досконального повторного рассмотрения, учитывая сложность конкретного случая", — говорится в заявлении Профсоюза работников здравоохранения Москвы.
Случаев, когда отраслевой или территориальный профсоюз реально выступает в чью-то защиту, у нас не так уж много. Меньше, чем случаев, когда кому-то такая защита требуется. А те профсоюзы, которые действительно пытаются кого-то защитить, нередко сами начинают нуждаться в защите. Недавно по решению суда был упразднен Межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация" (МПРА), объединяющий сотрудников автопредприятий. Пикет в поддержку этого профсоюза на прошлой неделе прошел в Краснодаре. В поддержку МПРА выступил и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков: "Мы считаем, что принятое решение носит признаки прецедента и может крайне негативно повлиять на профсоюзное движение России, на права и гарантии работников".
Согласно последнему (октябрь 2017 года) опросу "Левада-центра" профсоюзам твердо доверяют 22 процента россиян. Это на 4 процента больше, чем в 2013 году. Одновременно по сравнению с 2013 годом сократилось и число россиян, не доверяющих профсоюзу, — с 28 до 24 процентов. Примерно такие же результаты принес проводившийся чуть ранее опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его данным, значительная часть россиян (68 процентов) низко оценивает влиятельность профсоюзов. О невысокой их роли заметно чаще заявляют жители крупных городов (80 процентов), респонденты в возрасте 45-59 лет (74), а также сторонники непарламентских партий (81). Почти в два раза сократилось число тех, кто отмечает высокую значимость этих организаций — 12 процентов против 23 в 1989 году. Более 40 опрошенных отметили заметное ослабление значимости профсоюзов за последние 3-5 лет, только 5 процентов респондентов констатировали возросшую роль этих организаций, и каждый третий считает, что роль профсоюзов осталась на том же уровне.
Случаев, когда профсоюз реально выступает в чью-то защиту, не так уж много
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров объясняет снижение доверия к профсоюзам изменением роли этих организаций: "Раньше у них была четкая, понятная ниша — обеспечивать трудящихся путевками на курорты, оздоравливать, проводить воспитательную работу, следить за техникой безопасности на предприятиях и т.п. Уклад этих организаций формировался на протяжении десятилетий, поэтому все понимали, зачем нужно идти в профком. А в новой капиталистической реальности профсоюзы не нашли своего места".
Впрочем, и сами граждане в большинстве своем безучастны к своему положению. По результатам опроса, проведенного Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, почти 55 процентов россиян, столкнувшихся с нарушением своих трудовых прав, не готовы их отстаивать. Как показало исследование, основные нарушения были связаны с задержкой и неполной оплатой труда, а также с изменением его режима. "Почти каждый четвертый респондент в 2016 году или в первую половину 2017 года сталкивался с каждым из этих видов нарушений. Примерно каждый десятый указал на факты нарушений в исследуемый временной интервал в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска (нарушение сроков предоставления отпуска, его оплаты), при оформлении трудовых отношений с работодателем и в связи с оплатой больничных листов", — говорится в исследовании.
Основными нарушениями трудовых прав граждане называют произвол начальства (об этом заявили 43 процента опрошенных) и несоответствие законов условиям реальной жизни (26,5). "Получается, — говорится в исследовании, — что, несмотря на наличие определенных гарантий занятости и оплаты труда, работники слабо защищены ими на уровне предприятия от действий руководства. Руководители предприятий не опасаются наказаний за нарушения трудовых прав работников". А с другой стороны, отмечают эксперты, сами работники не проявляют решительности в отстаивании своих прав. Так, 54,4 процента респондентов, чьи трудовые права, по их мнению, были ущемлены, никуда не обращались. Треть опрошенных пыталась уладить дело с начальством, 5,1 процента обращались в профсоюз, а меньше всего респондентов искали защиты своих прав в судах, трудовых и налоговых инспекциях. Между тем, как показало исследование, обращения в органы исполнительной власти в подобных случаях не бывают напрасны: треть опрошенных в полной мере отстояли свои права, только 14,2 процента работников, сделав такую попытку, не добились успеха.
На профсоюзы в защите трудовых прав населения граждане, как видим, не надеются. Доля тех, кто рассчитывает отстаивать свои права через общественную деятельность в профсоюзах и НКО, хоть и выросла, но незначительно — с 4 до 7 процентов.
Профсоюз не подручный администрации, а ее контролер и оппонент
Настоящих профсоюзных лидеров сегодня еще мало. Работников, привыкших к советским профкомам, завкомам, месткомам, не так-то просто подвигнуть к свободной самоорганизации. Точно так же и российских менеджеров (во многих из них еще сильна советская закваска) нелегко приучить к мысли, что профсоюз по своему предназначению не подручный администрации, а ее контролер и оппонент.