/>
Объем российского рынка сервисов совместного пользования вырос на 20% за год. И это настоящий клондайк для стартапов
Объем российского рынка интернет-сервисов совместного пользования (sharing economy, шеринг) за 2017 год вырос на 20%, достигнув 230 млрд рублей. Много это или мало? Для сравнения: бюджет госпрограммы «Цифровая экономика РФ», рассчитанной до 2024 года, — порядка 520 млрд рублей. Из них около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Примерно во столько же (295 млрд рублей) аналитики Data Insight оценивают объем российского рынка C2C-коммерции (торговли между частными лицами) в 2017 году. При существующем ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка в те самые 300 млрд рублей.
Стартапы по созданию сообществ
Экономика совместного пользования бурно развивается в ряде отраслей. Поездки на автомобиле, найм жилья для путешествий, услуги ремонта и уборки, привлечение финансирования на проекты — вот лишь самые топовые направления. Есть еще выгул собак, возможность прийти на обед к любителям готовить, аренда чего угодно, от перфоратора до детского кресла, и множество других возможностей, которые способны сделать жизнь проще и мобильнее.
Что объединяет такие разные услуги? В центре шеринговой модели бизнеса находится сообщество. Спрос и предложение генерируют сами пользователи. Без участников сообщества, предлагающих и заказывающих услуги, шеринг-сервисы работать не могут. Стать участником экономики совместного пользования можно через мобильные приложения, создающие сообщества людей, которые заинтересованы в использовании принадлежащих им ресурсов. Можно сказать, что экономика совместного пользования строится на отношениях между людьми и на доверии, причем доверии к незнакомцам.
Растущая экономика совместного пользования — настоящий клондайк для стартапов. Успешно запущенные шеринг-проекты порождают многочисленные клоны и модифицированные версии в разных странах мира. Свежий пример — приложение PapaJobs, запущенное в Москве осенью 2017-го бывшим менеджером Gett, который хорошо знает рынок труда и автомобильных перевозок. Сервис помогает в поиске работы «синим воротничкам», в том числе таксистам.
Участники сообществ, оказывающие услуги, получают и основную часть доходов — не менее 85% объема шерингового рынка. Возвращаясь к российским цифрам, это более 195 млрд рублей за 2017 год. В разбивке на участников шеринг-сообществ, которыми, по данным РОЦИТ, в России являются около 25% пользователей интернета (то есть порядка 22 млн человек), это в среднем менее 9000 рублей дохода на человека в год. Этот дополнительный доход, как правило, идет на покрытие расходов по содержанию имущества, сдаваемого в аренду: стоимость бензина, оплата коммунальных услуг, страховка и т. д. Важно понимать, что какой бы ни была страна происхождения шеринг-сервиса, он экономически полезен государствам, жители которых пользуются платформой. Шеринг-сервис повышает уровень доходов конечных пользователей, а значит, разгружает бюджеты от дополнительных социальных выплат.
Экономно, мобильно, экологично
В чем секрет успеха? Главный фактор — возможность сэкономить. Шеринг-платформы позволяют заказывать услуги существенно дешевле, нежели бизнес, работающий по традиционной модели (например, таксопарки, отели, центры ремонта). Также они предоставляют источник дополнительного дохода тем, кто готов самостоятельно оказывать услуги. Таким образом, речь идет об устранении посредников (традиционных компаний) между потребителем и поставщиком услуги.
Второй важный фактор — скорость оказания услуг и огромный выбор. Срок ожидания автомобиля, заказанного с помощью онлайн-сервисов, сократился до нескольких минут. Турист, ищущий в городе N место, где можно остановиться, с помощью шеринг-сервиса подберет вариант по своему бюджету, даже если все отели слишком дорогие или уже забронированы.
Третий фактор — эффективное использование ресурсов и снижение воздействия на окружающую среду. Правительство Москвы уже использует это качество шеринг-сервисов для снижения нагрузки на дорожную инфраструктуру. Москва развивает шеринг велосипедов и автомобилей, которые можно взять в краткосрочную аренду в разных точках города. По данным международного исследования PwC, более 80% пользователей считают, что шеринг-сервисы помогают экономить и заботиться об окружающей среде одновременно.
Саморегулирование vs старые правила
В отечественном законодательстве нет определения экономики совместного пользования. Регулирование носит отраслевой характер: отдельно регулируются поездки на автомобиле, найм жилья, аренда инструментов, привлечение финансирования. Вместе с тем дорожная карта «Нормативное регулирование» госпрограммы «Цифровая экономика РФ» содержит пункт о разработке к маю 2018 года проекта федерального закона в части соблюдения баланса прав и обязанностей сторон договора, механизма защиты более слабой стороны, развития экономики совместного потребления.
Несмотря на существенные отраслевые различия, у всех шеринговых сервисов в России есть общий круг актуальных вопросов регулирования. Большинство из них сводятся к четырем темам: качество услуг, их лицензирование, налоги и сборы, пользовательские данные.
Саморегулирование качества услуг — важная отличительная черта шеринг-сервисов. Отзывы пользователей, их оценки, влияющие на рейтинг исполнителя, становятся механизмом обеспечения надлежащего качества услуг, заказываемых с помощью приложений. Исполнитель, плохо оказывающий услуги, не только быстро останется без клиентов, но и рискует быть исключенным из шеринг-сообщества. Речь о феномене онлайн-репутации, играющей важную роль в экономике совместного пользования. Это и есть база для того самого доверия к незнакомцам.
Лицензирование. Согласно российскому законодательству, целый ряд услуг (от медицины до обслуживания противопожарных систем) требует лицензий и разрешений. Шеринг-платформа по природе своей — информационный сервис, агрегатор, связующий членов сообщества, которые являются непосредственными исполнителями услуг. Таким образом, необходимость получения лицензий на оказание услуг, как правило, лежит на пользователях онлайн-платформ. В чем здесь ответственность шеринг-сервисов? Прежде всего в установлении правил, которые отражают требования законодательства, в том числе обязывают получить необходимые лицензии и соответствующие разрешения.
Налоги и сборы. Выше уже отмечалось, что средства, получаемые от шеринг-сервисов, в большинстве случаев являются допдоходом участников сообщества и расходуются на обслуживание имущества, сдаваемого в аренду. Облагать подобные доходы налогом — значит лишить такую деятельность экономического смысла. Исполнители услуг, для которых шеринг-сервисы являются основным источником дохода, по сути, являются самозанятыми или микропредпринимателями. Они вносят свой вклад в развитие экономики и избавляют бюджет от нагрузки пособий по безработице.
Рассматривая вопрос пользовательских данных, важно учитывать, что сервисы экономики совместного пользования экстерриториальны. Любой человек с доступом в интернет может стать участником сообщества и обмениваться услугами с жителями всего мира. Взаимодействие с сообществом из разных стран мира без физического присутствия в них помогает сервисам минимизировать стоимость услуг для пользователей. Минимальная цена — основная причина популярности шеринга. Затраты на сегментацию и локализацию по национальному признаку потоков информации, проходящих через такие компании, могут превысить доход, получаемый сервисом. А значит, ставят под вопрос само существование экономики совместного пользования в ее современном виде.
Кажущаяся простота решений вопросов регулирования экономики совместного пользования обманчива. Правоприменительная практика показывает, что небо над головой владельцев шеринг-сервисов не так уж безоблачно. Свежий пример: в ноябре суд в Краснодарском крае принял решение о запрете сервиса поиска попутчиков (райдшеринг) BlaBlaCar. Основание — перевозка пассажиров осуществляется без соответствующих разрешений. Сервису удалось успешно обжаловать решение суда, но сам по себе пример показательный. Налицо попытка применить правила работы традиционных такси для сервиса принципиально иной природы — сообщества попутчиков. Международный сервис BlaBlaCar работает в десятках странах мира уже более 10 лет. Примечательно, что с помощью этого сервиса пользователи в принципе не могут получить коммерческую прибыль. Речь идет лишь о том, чтобы, взяв попутчика, покрыть часть расходов на бензин. И, конечно, расширить свою сеть контактов, с которыми ему по пути.
Потребитель и принципы устойчивого развития
Экономика совместного пользования — новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью. Сегодня в Москве иметь автомобиль для поездок на работу из спального района в центр города все более затратно. Проблемы с трафиком и парковкой делают такую поездку непредсказуемой по времени и стоимости. Шеринговые сервисы — один из инструментов, решающих эту проблему экономно, быстро и комфортно с точки зрения перемещения. Из других эффектов шеринга, серьезно влияющих на потребительское поведение, следует отметить исключение посредников из цепочки «клиент-исполнитель», а также усиление роли онлайн-репутации и саморегулирования сообщества для обеспечения качества услуг. Хотя, конечно, это далеко не полный перечень.
Шеринг-сервисы отвечают на главный вопрос устойчивого развития: как использовать уже введенные в оборот ресурсы и делать это эффективно — с экономической, экологической и социальной точки зрения? Именно в этом секрет их коммерческого успеха. Это способность, не имея ни одного автомобиля, организовать миллионы поездок по всему миру. Причем по цене существенно ниже, чем у компаний, владеющих многотысячными автопарками.
При выработке подходов к регулированию данной сферы важно придерживаться принципа минимальной достаточности. Государству целесообразно принимать на себя только те регулирующие функции, которые не в силах обеспечить рынок. Такое регулирование не может исходить из правил, по которым работают традиционные смежные отрасли (такси, отели, банки и др.). Регулярные призывы сделать это — лишь защитная реакция отраслей, испытывающих прессинг экономных и мобильных сервисов новой волны и понимающих, что традиционное лицензирование, разрешения и проверки автоматически закроют экономику совместного пользования.
Остановить рост шеринг-экономики несложно. Несколько судебных решений или один закон в духе уравнивания инфосервисов по поиску попутчиков с традиционным такси. Результатом может стать лишение десятков миллионов россиян возможности экономить на услугах и получать допдоход в размере сотен миллиардов рублей каждый день. Это также существенно затормозит развитие мобильности граждан, эффективного использования городской инфраструктуры и личных ресурсов, которыми мы с вами обладаем: транспорта, жилья, знаний и навыков. Но можно ли будет назвать такой подход «Цифровой экономикой», вопрос открытый.
Тени исчезают: онлайн-агрегаторам выгодно сотрудничать с властями по «обелению» фрилансеров
Заскочить на минутку: истоки популярности шеринговых сервисов